Лесков Николай Семёнович Тупейный художник

Содержание

Слайд 2

Повесть «Тупейный художник» Произведение появилось в феврале 1883 года на страницах

Повесть «Тупейный художник»

Произведение появилось в феврале 1883 года на страницах «Художественного

журнала».
Оно было сопровождено надписью: «С.-Петербург, 19 февраля
1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших».
Слайд 3

«Души их во благих водворятся» Любовь Онисимовна и Аркадий. Фрагмент памятника Н.С. Лескову в Орле

«Души их во благих водворятся»

Любовь Онисимовна и Аркадий. Фрагмент памятника Н.С.

Лескову в Орле
Слайд 4

«Тупейный художник» Это произведение о любви крепостной актрисы и парикмахера, судьба

«Тупейный художник»

Это произведение о любви крепостной актрисы и парикмахера, судьба которых

зависит от воли своенравного и жестокого графа Каменского. Рассказ выстроен таким образом, как будто эту давнюю историю рассказывает старая нянька младшего брата автора на кладбище у могилы «тупейного художника» Аркадия. Именно ей пришлось пережить все страдания от несчастной любви и произвола хозяина.
Слайд 5

Композиция повести Композиция повести проста: вступление — о талантливых людях из

Композиция повести

Композиция повести проста:
вступление —
о талантливых людях

из народа, художниках своего дела и знакомство с местом действия и рассказчицей;
основная часть —
рассказ Любови Онисимовны о судьбе своей и тупейного художника Аркадия Ильича;
короткое заключение — замечание автора о “раздирающих душу поминках”.
Повесть «Тупейный художник» написана в любимой форме Лескова — рассказ в рассказе.
Слайд 6

1 глава повести В 1-й главе раскрывается понятие «художник». Оно не

1 глава повести

В 1-й главе раскрывается понятие «художник». Оно не столь

узко, как нам представляется. Художником следует считать человека талантливого, преданного своему делу и идущего к достижению благой цели: способствовать улучшению мира своими творениями, приоткрывать людям и в людях лучшие их стороны.
Слайд 7

Крепостное право Крепостники в рассказе - это два брата, графы Каменские

Крепостное право

Крепостники в рассказе - это два брата, графы Каменские -

жестокие самодуры. Это отражается в их внешности: у хозяина Аркадия, графа Каменского-старшего, “некрасивое и ничтожное лицо”; “Деревенский же брат графа был ещё некрасивее городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это чувствовал…”
Слайд 8

Братья Каменские «Граф же… был так страшно нехорош через своё всегдашнее

Братья Каменские

«Граф же… был так страшно нехорош через своё всегдашнее зленье,

что на всех зверей сразу походил…».

«…приехал брат графа, который был ещё хуже и давно в деревне жил и форму не надевал и не брился, потому что «всё лицо у него в буграх заросло».

Художник Л.Г.Епифанов

Слайд 9

Граф Каменский Сергей Михайлович, генерал-лейтенант (1772-1834) старший сын генерал-фельдмаршала графа М.Ф.

Граф Каменский Сергей Михайлович, генерал-лейтенант (1772-1834)

старший сын генерал-фельдмаршала графа М.Ф.

Каменского, брат полководца Николая Каменскогостарший сын генерал-фельдмаршала графа М.Ф. Каменского, брат полководца Николая Каменского, с которым всегда был в дурных отношениях. Жестокий крепостник и большой любитель крепостного театра.
Слайд 10

Граф Каменский Сергей Михайлович «Был очень богат и проживался на театр.

Граф Каменский Сергей Михайлович

«Был очень богат и проживался на театр.

В нем была русская, широкая, размашистая натура: страстный любитель искусства, человек с огромным вкусом и тактом роскоши».

А.И.Герцен
«Сорока - воровка»

Слайд 11

Крепостной театр Каменского В 1815 г. граф возвел на Каменской площади

Крепостной театр Каменского


В 1815 г. граф возвел на Каменской площади


необычное здание, высокое, деревянное, с яркой красной крышей и белыми колоннами, с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и 8 октября поднял занавес первого в Орле общедоступного публичного театра.

Крепостной театр
существовал
с 1815 по 1835 год.

Слайд 12

Крепостной театр Каменского Его постановки отличались роскошью. При театре существовала школа,

Крепостной театр Каменского


Его постановки отличались роскошью. При театре существовала школа,

в которой опытные преподаватели обучали крепостных актрис и актеров. Вместе с тем, это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами: с бесправными рабами-актерами,
которых владелец, самодур и тиран, не считал за людей и унижал на каждом шагу.
Слайд 13

«Много жутких легенд ходило в Орле об этом театре - тюрьме;

«Много жутких легенд ходило в Орле об этом театре - тюрьме;

сколько замечательных дарований погибло
в его стенах!»

Художник Л.Г.Епифанов

Слайд 14

Проклятая усадьба графа Каменского Погляди-ка, милый, туда… Видишь, какое страшное? Страшное,

Проклятая усадьба графа Каменского

Погляди-ка, милый, туда… Видишь, какое страшное?
Страшное, няня.
Ну,

а что я тебе сейчас расскажу, так это ещё страшней.
Слайд 15

Рассказ на могиле "Тупейный художник" написан в форме рассказа бывшей крепостной

Рассказ на могиле

"Тупейный художник" написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы

Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя — любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве.
Слайд 16

Повествование Повествование ведётся от лица мальчика, слушавшего рассказ няни, Любови Онисимовны.

Повествование

Повествование ведётся от лица мальчика, слушавшего рассказ няни, Любови Онисимовны.
Любовь

Онисимовна рассказывает о тех событиях, свидетельницей и участницей которых была она сама. Повествование ведется в характерной только для нее манере.

Любовь Онисимовна на могиле Аркадия. Художник И. Глазунов

Слайд 17

Аркадий и Люба Главные герои повести олицетворяют лучшие черты национального характера.

Аркадий и Люба

Главные герои повести олицетворяют лучшие черты национального характера.

Оба они красивы, благородны, способны на верную любовь. Кроме того, каждый из героев художественно одарен.
Слайд 18

Аркадий Ильич “…Он был «тупейный художник», то есть парикмахер и гримировщик,

Аркадий Ильич

“…Он был «тупейный художник», то есть парикмахер и гримировщик, который

всех крепостных артисток графа «рисовал и причёсывал». Но это не был простой банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями — словом, художник. Лучше его… никто не мог «сделать в лице воображения»”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела, “чувствительный и смелый молодой человек”.
Слайд 19

Внешность главного героя “…сам всякого красавца краше, потому что росту он

Внешность главного героя

“…сам всякого красавца краше, потому что росту он

был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый,
а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался, — так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака.
Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился»”
Слайд 20

Люба « Любовь Онисимовна в то время была не только в

Люба

« Любовь Онисимовна в то время была не только в

цвете своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта…”.
Слайд 21

Люба Сама рассказчица скромна и мало говорит о своей красоте. Обмолвилась

Люба

Сама рассказчица скромна и мало говорит о своей красоте. Обмолвилась лишь

о своих роскошных волосах. Они у неё в молодости “были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал — заглядение”. Своей удивительной русой косой она “замоталась”, пытаясь покончить с собой (можно представить себе, что это была за коса!), и когда в себя пришла, испугалась: “голова побелела” “ещё там, как... из косы выпутали”.
Слайд 22

Любовь Онисимовна Любовь Онисимовна, по воспоминаниям повествователя, во время своего рассказа

Любовь Онисимовна

Любовь Онисимовна, по воспоминаниям повествователя, во время своего рассказа “была

ещё не очень стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки. Матушка и тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она несомненно была в своё время красавица”
Слайд 23

Любовь Онисимовна О характере её автор говорит так: “она была безгранично

Любовь Онисимовна

О характере её автор говорит так: “она была безгранично честна,

кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое и… иногда запивала”

Любовь Онисимовна с «плакончиком». Художник Т. Шишмарева

Слайд 24

Перед стрижкой «Графов брат говорит: -Пуделя у меня никакого нет, а

Перед стрижкой

«Графов брат говорит:
-Пуделя у меня никакого нет, а вот мне

что нужно: сделай мне туалет в самой отважной мине
и получай десять золотых,
а если обрежешь – убью».

Художник Л.Г.Епифанов

Слайд 25

Стрижка брата графа «Графов брат говорит: - … отчего такая отчаянная

Стрижка брата графа

«Графов брат говорит:
- … отчего такая отчаянная твоя голова,

что ты на это решился?
А Аркадий говорит:
- Отчего я решился – это знает только моя грудь да подоплека. …Заговора на мне нет, а есть во мне смысл от бога…»

Аркадий стрижет графова брата. Художник Т. Шишмарева

Слайд 26

Камариновые серьги «Камариновые же серьги» у них был подарок и лестный

Камариновые серьги

«Камариновые же серьги» у них был подарок и лестный
и

противный. Это был первый знак особенной чести быть
возведенною на краткий миг в одалиски владыки…»
Слайд 27

«Спектакль хорошо шёл, потому что все мы как каменные были, приучены

«Спектакль хорошо шёл, потому что все мы как каменные были, приучены

и к страху и к мучительству: что на сердце ни есть, а своё исполнение делали так, что
ничего и не заметно…»
Слайд 28

Спектакль «…графов брат… тихо на ухо нашему графу буркнул: - Я

Спектакль

«…графов брат… тихо на ухо нашему графу буркнул:
- Я

тебе как брат советую: ты его бойся, когда он бритвой бреет.
Наш только тихо улыбнулся.
Слайд 29

Побег «… он как вскочил в мою каморку, так в то

Побег

«… он как вскочил в мою каморку, так в то же

мгновение сразу схватил стол и вдруг все окно вышиб, и больше я уже ничего и не помню…»
Слайд 30

Погоня «Аркадий Ильич… пригнулся ко мне и говорит: - Любушка, голубушка!

Погоня

«Аркадий Ильич… пригнулся ко мне и говорит:
- Любушка, голубушка!

За нами гонятся… согласна ли умереть, если не уйдём?
Я отвечала, что даже
с радостью согласна.»
Слайд 31

Погоня «…а вкруг - тьма промежная, и коней тройка лихая мчится,

Погоня

«…а вкруг - тьма промежная, и коней тройка лихая мчится,

и не знаю куда… Снег так и брызжет из - под копыт у коней, а сани, что секунда, то на один, то на другой бок валятся…»
Слайд 32

В доме священника Любовь Онисимовна в часовом футляре. Художник И. Глазунов

В доме священника

Любовь Онисимовна в часовом футляре. Художник И. Глазунов

Слайд 33

У смелого священника Художник Л.Г.Епифанов

У смелого священника

Художник Л.Г.Епифанов

Слайд 34

Беглецов схватили «- Да, говорит, видно, нечего делать, ваша взяла, -

Беглецов схватили

«- Да, говорит, видно, нечего делать, ваша взяла, - везите

меня на терзание, но она ни в чём неповинна: я её силой умчал.
А к попу обернулся да только и сделал всего, что в лицо ему плюнул.»
Слайд 35

Наказание «Как почуяла я, что его терзают… и бросилась… в дверь

Наказание

«Как почуяла я, что его терзают…
и бросилась… в дверь ударилась,
чтоб к

нему бежать… а дверь заперта…сама не знаю, что сделать хотела… и упала, а на полу ещё слышней…Я взяла да своей же косой замоталась…»

Художник Л.Г.Епифанов

Слайд 36

На скотном дворе « … Я так и верила, и три

На скотном дворе

« … Я так и верила,
и

три года все
каждую ночь во сне одно видела, как Аркадий Ильич сражается…»

Любовь Онисимовна на скотном дворе. Художник Т. Шишмарева

Слайд 37

Говорящие имена героев повести Все положительные герои рассказа имеют говорящие имена:

Говорящие имена героев повести

Все положительные герои рассказа имеют говорящие имена:


имя Любовь происходит от старославянского слова, означающего любовь.
Аркадий (от греч. слов «аркадос» и «аркас» - житель Аркадии. Аркадия – это счастливая, идиллическая страна пастухов и пастушек). Имя Аркадий символизирует активное, хорошее и храброе начало.
Имя Дросиды кажется читателям странным, но и его Лесков вводит в произведение не просто так. Дросида (в пер.с греч. – мученица), принявшая мученическую смерть за Христа.
Слайд 38

Поминки И заключительный аккорд рассказа — только одно предложение: “Более ужасных

Поминки

И заключительный аккорд рассказа — только одно предложение: “Более ужасных и

раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал”. В этой короткой фразе выразилась вся душевная боль автора за поруганное человеческое достоинство и загубленные жизни своих героев. А виной всему —несправедливые, уродливые общественные отношения — крепостное право и жестокость людей.
Слайд 39

«Страдатели» Повесть «Тупейный художник» вызывает у читателей чувство сострадания к подневольным

«Страдатели»

Повесть «Тупейный художник» вызывает у читателей чувство сострадания к подневольным

крепостным людям, судьба которых всецело зависит от их господ. Автор в произведении словами главной героини говорит, «что простых людей ведь надо беречь, простые люди всё ведь «страдатели».
Слайд 40

Объясните слова Н.С. Лескова «Мне за народ очень помереть хочется».

Объясните слова
Н.С. Лескова
«Мне за народ

очень помереть хочется».
Слайд 41

Поразмышляем Какую тему мы обсуждали на уроке? Почему русские писатели были

Поразмышляем

Какую тему мы обсуждали на уроке?
Почему русские писатели были неравнодушны к

всенародной проблеме?
Как вы считаете, крепостное право тормозило развитие России?