- Главная
- Литература
- Литература эпохи Возрождения. Лекция 2
Содержание
- 2. Эпоха Возрождения и гуманизм Смысловым центром эпохи становится слово «человек» в его латинском звучании - homo.
- 3. Гуманизм и Реформация Гуманистическая образованность открывает новые возможности для богословия. Бывшая в ходу латинская Библия изобиловала
- 4. Мартин Лютер Перу Лютера принадлежит перевод Нового и Ветхого Завета, который был воспринят как знамение новой
- 5. Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения Первым произведением литературы о дураках считается «Корабль дураков» Себастьяна
- 6. Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения Лидер общеевропейского гуманистического движения - нидерландский гуманист – Эразм
- 7. Народная книга (Volksbuch) Народная книга – уникальный литературно-издательский жанр. Первые отпечатанные типографским способом книги получили широкое
- 8. Мейстерзанг. Ганс Сакс (1494-1576). Мейстерзанг (Meistersang, или Meistergesang) - поэзия цеховых ремесленников Германии, культивировавшаяся в специальных
- 9. Вопросы к семинарскому занятию по лекции 2 1. Что подразумевают под словом «гуманизм», когда говорят об
- 11. Скачать презентацию
Эпоха Возрождения и гуманизм
Смысловым центром эпохи становится слово «человек» в его
Эпоха Возрождения и гуманизм
Смысловым центром эпохи становится слово «человек» в его
Если в Средние века вершиной знания было богословие – теология, а его целью – познание Божественного (studia divina), то теперь вершиной мудрости признается познание земного и человеческого – studia humanitatis. Это латинское понятие принято переводить как «гуманизм»
Считается, что первым слово гуманист употребил в начале XV века ученый и политик Леонардо Бруни, соединив в нем представление об учености с идеей воспитанности и нравственного достоинства. Гуманист – это человек знания и добродетели (лат. virtus, итал. virtu), это деятельный человек.
Человек способен творить сам себя, облагораживать собственную природу и тем самым определять свое место в мире. При этом творя себя, человек обновляет и мир, в котором живет, делает его достойным своего человеческого достоинства.
Гуманизм и Реформация
Гуманистическая образованность открывает новые возможности для богословия. Бывшая
Гуманизм и Реформация
Гуманистическая образованность открывает новые возможности для богословия. Бывшая
Традиционно начало Реформации связывают со следующим событием: 31 октября 1517 года немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546) прибил к дверям церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями, которые прозвучали вызовом Риму.
Принципиальное расхождение реформаторов и гуманистов заключалось в том, что первые отстаивали право человека на свободу и верили в его разум, вторые полностью отдали разум человека во власть Божественной воли.
Мартин Лютер
Перу Лютера принадлежит перевод Нового и Ветхого Завета, который был
Мартин Лютер
Перу Лютера принадлежит перевод Нового и Ветхого Завета, который был
Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения
Первым произведением литературы о дураках
Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения
Первым произведением литературы о дураках
Томас Мурнер «Заклятие дураков» (1512), «Цех
плутов» (1512)
Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения
Лидер общеевропейского гуманистического движения -
Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения
Лидер общеевропейского гуманистического движения -
Народная книга (Volksbuch)
Народная книга – уникальный литературно-издательский жанр. Первые отпечатанные
Народная книга (Volksbuch)
Народная книга – уникальный литературно-издательский жанр. Первые отпечатанные
Впервые «История о докторе Иоганне Фаусте» была опубликована книгоиздателем И. Шписом в 1587г. Публикации предшествовала устная и рукописная традиции. Сразу же вслед за ней начинается литературная судьба образа Фауста, впервые обработанного в Англии Кристофером Марло, спустя два-три года написавшим трагедию на этот сюжет.
Вечный сюжет о человеческом стремлении за границы доступного и дозволенного приобретает особое значение на историческом стыке гуманизма и Реформации. С гуманистической точки зрения человек свободен в своем дерзании, ограниченном благочестивым разумом. А если сам разум не ограничивает, а толкает следовать далее и далее, жаждет выведать все тайны бытия, как это делает Фауст в первой и второй частях народной книги?
Мейстерзанг. Ганс Сакс (1494-1576).
Мейстерзанг (Meistersang, или Meistergesang) - поэзия цеховых ремесленников
Мейстерзанг. Ганс Сакс (1494-1576).
Мейстерзанг (Meistersang, или Meistergesang) - поэзия цеховых ремесленников
Вопросы к семинарскому занятию по лекции 2
1. Что подразумевают под словом
Вопросы к семинарскому занятию по лекции 2
1. Что подразумевают под словом
Особенности культуры Возрождения http://media.ls.urfu.ru/420/1090/2254/2206/1337/
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. Северное Возрождение в живописиhttp://www.youtube.com/watch?v=smCF_xluDOA
2. Что такое критика текста как принцип гуманистического мышления? Как критика текста связана с европейской Реформацией? Деятельность Мартина Лютера.
Очерки по истории Реформации. Мартин Лютер.http://www.youtube.com/watch?v=Ndnq04xk3x0
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.
Мартынова О.С. История немецкой литературы. Средние века – эпоха Просвещения. М., 2004.
3. Почему тема глупости становится популярной в эпоху Возрождения. Что такое литература о дураках?
Мартынова О.С. История немецкой литературы. Средние века – эпоха Просвещения. М., 2004.
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.
История немецкой литературы. Под ред. Н.А. Гуляева. М., 1975.
История немецкой литературы: В 5 т., М., 1962. – Т.1.