Литературный процесс 20-х годов

Содержание

Слайд 2

ПЕРИОДИЗАЦИЯ К литературе 20-х годов относят произведения, созданные в период с 1917г. по начало 30-х годов.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

К литературе 20-х годов относят произведения,
созданные в период с
1917г. по начало 30-х

годов.
Слайд 3

НАПРАВЛЕНИЯ 1. Эмигрантская литература - оказавшиеся за границей писатели не растворились

НАПРАВЛЕНИЯ
1. Эмигрантская литература -
оказавшиеся за границей писатели не растворились в чужеродной среде, а

создали зарубежья

литературу русского (И.Бунин, А. Набоков,

Гиппиус,

Б. Зайцев)
Слайд 4

НАПРАВЛЕНИЯ 2. «Потаённая литература» - создавалась авторами, которые не могли или

НАПРАВЛЕНИЯ

2. «Потаённая литература» -
создавалась авторами, которые не могли или не хотели публиковать

свои произведения.
Они стали известны читателю лишь в конце 80-х годов ХХ века (некоторые произведения Булгакова, Бабеля, Платонова, Зощенко, Замятина)
Слайд 5

НАПРАВЛЕНИЯ 3. Советская литература – публиковалась, но её развитие было не менее драматично

НАПРАВЛЕНИЯ

3. Советская литература – публиковалась, но её развитие было не
менее драматично

Слайд 6

Динамика литературного процесса Для нормального течения литературного процесса необходимо взаимодействие разных

Динамика литературного процесса

Для нормального течения литературного процесса необходимо
взаимодействие разных художественных явлений.
Новая власть

стремилась утвердить единый взгляд на мир, что во многом деформировало литературные взгляды и творческие искания писателей.

процесс двигался

от обилия группировок,

федераций

Литературный литературных эстетическими

объединений, принципами

(начало

20-х

с разными годов) (так

называемый «кафейный период»)

к идеологическому и

художественному единообразию.

Слайд 7

7 Литературные группировки Делились на пролетарские и непролетарские.

7

Литературные группировки

Делились на пролетарские и непролетарские.

Слайд 8

8 РАПП Российская Ассоциация Пролетарских Писателей Предшествующая литература писалась не пролетариями,

8

РАПП

Российская Ассоциация Пролетарских
Писателей
Предшествующая литература писалась не пролетариями, значит, она ему не

нужна. Надо немедленно создавать новую,
свою, пролетарскую литературу.
Никаких общечеловеческих ценностей нет. Что ценно для дворянина, то не нужно пролетарию.
Слайд 9

Основные принципы РАППа Пропаганда диктатуры пролетариата. Воспитание пролетариата как создателя коммунистического

Основные принципы РАППа

Пропаганда диктатуры пролетариата.
Воспитание пролетариата как создателя коммунистического общества.
Приоритет классового

начала над общечеловеческими ценностями.
Слайд 10

РАПП Существовал с 1925 по1932 гг. Печатный орган – журнал «На

РАПП

Существовал с 1925 по1932 гг.
Печатный орган – журнал «На посту», «На

литературном посту»
Предстатели - Д. Фурманов, А. Фадеев
Всех остальных писателей называли «попутчиками» (Не враг сегодня, а завтра – враг).
К «попутчикам» принадлежали Горький, Маяковский, Пришвин, Федин, Есенин и т.д.
Слайд 11

ЛЕФ (Левый Фронт Искусств) Бывшие футуристы во главе с Маяковским. Издавали

ЛЕФ (Левый Фронт Искусств)

Бывшие футуристы во главе с Маяковским.
Издавали журнал «ЛЕФ».
В группировку

входили Асеев, Пастернак, Каменский.
Любили рисовать плакаты, писали
«рекламные» тексты.
Призывали к уничтожению классики.
Маяковский: «Сегодняшний лозунг выше вчерашней «Войны и мира»
Слайд 12

«Серапионовы братья» (Вс. Иванов, М.Слонимский, М.Зощенко, В.Каверин, К. Федин, Н.Тихонов, Н.Никитин

«Серапионовы братья»

(Вс. Иванов, М.Слонимский,
М.Зощенко, В.Каверин, К. Федин, Н.Тихонов, Н.Никитин и др.)
Серапион

– пустынник, герой полусказочного произведения Гофмана.
Группировка возникла в 1921 году.
Защищали традиционные ценности искусства, самоценность творчества. Искусство не зависит от политики.
Проповедовали братство, свободу от горлопанов.
«Искусство вольно от жизни. И на цвете его никогда не отражается цвет флага над крепостью».
Слайд 13

«Перевал» Перевал – трудный участок пути, но за ним, в будущем

«Перевал»

Перевал – трудный участок пути, но за ним, в будущем –

«завтрашняя мораль», «новый
гуманизм».
Опора на будущее вела к утверждению общечеловеческих ценностей.
Лозунгом переваловцев были искренность, гуманизм, эстетическая культура
Слайд 14

14 «Перевал» Основоположником группировки был критик Воронский А.К. Оформилась группировка в

14

«Перевал»

Основоположником группировки был критик Воронский А.К.
Оформилась группировка в 1924
году.
Издавала первый «толстый»

журнал
«Красная новь».
В группировку вошли Пришвин, Катаев, Платонов, Светлов, Багрицкий.
Реальная оппозиция РАППу.
Слайд 15

ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) Группировка организована в 1928 году. В неё

ОБЭРИУ

(Объединение Реального Искусства)
Группировка организована в 1928 году.
В неё вошли А. Введенский,

Николай Заболоцкий, Даниил Хармс (Ювачёв)
Группа продолжила модернистскую поэтику.
Гротеск и фантастика, сочетание реального и нереального.
Работали на стыке взрослой и детской литературы.
Основной творческий метод – перенесение детских представлений во взрослую литературу (причем не всегда добрых и хороших).
Персонажи похожи на детские куклы, которым отрываю руки и ноги, а они не плачут.
Слайд 16

ОБЭРИУ Абсурдная поэтика – ощущение бессвязности мира и раздробленности времени. Абсурд

ОБЭРИУ

Абсурдная поэтика – ощущение бессвязности мира и раздробленности времени.
Абсурд – отсутствие
связности

повествования, логики сюжета,
естественных психологических рефлексов. Нет трагического
ощущения смерти, нет четкой грани между живым и неживым.
Писатель отказывается от объяснения странного мира, он неподвластен пониманию.
Слайд 17

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В 1932 году постановлением партии все группировки были устранены,

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

В 1932 году постановлением партии все группировки были устранены, а

всем писателям «стоявшим на платформе советской власти» предписывалось войти в Союз советских

Сначала им Горький, потом

писателей. руководил Фадеев.

художественным

долгие годы

социалистический

Основным
методом на становится реализм.

Слайд 18

18 Луначарский: «Представьте себе, что строится дом. Когда он будет выстроен,

18

Луначарский: «Представьте себе, что строится дом. Когда он будет выстроен, то

это будет дворец. Но он еще недостроен, а вы его нарисуете в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – а крыши-то и нет». Вы будете, безусловно, реалистом, вы скажете правду: но эта правда на самом деле и неправда.
Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, что у дома будет крыша. Правда не похожа на самое себя, она движется, летит, правда есть развитие, правда – это завтрашний день. А кто её не видит так, тот мошенник и вредитель».
Слайд 19

ПРИНЦИПЫ СОЦРЕАЛИЗМА: Человек не может жить частной жизнью, он вовлечен в

ПРИНЦИПЫ СОЦРЕАЛИЗМА:

Человек не может жить частной жизнью, он вовлечен в исторический процесс.
Не

только среда воздействует на героя, но и герой воздействует на среду.
Утверждается возможность насилия (если хотим изменить мир, то мы должны разрушать, чтобы создать свой идеал)
Соцреализм отвергал исследовательскую, познавательную функцию литературы, он требовал не исследования противоречий времени, а создания модели идеального
будущего.