М. Ю. Лермонтов Тучи

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Учимся анализировать стихотворения

Учимся анализировать стихотворения

Слайд 4

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема. 2. Идея (основная мысль).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема. 2. Идея (основная мысль). 3. Каков

основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ? 5. Ритмический рисунок стиха. 6. Размер стихотворения. 7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Слайд 5

Тема Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении. Очень часто тема отражается в заглавии.

Тема

Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении.
Очень часто

тема отражается в заглавии.
Слайд 6

История создания и тема произведения Апрель 1840 г. – ссылка на

История создания и тема произведения

Апрель 1840 г. – ссылка на Кавказ

(дуэль)
Тема: изгнание и одиночество
Изгнанник – тот, кто находится в изгнании.
Изгнание - вид наказания, заключающийся в перемещении лица или группы лиц с места обычного проживания (в городе, области, государстве) под страхом тюремного заключения или казни.
Слайд 7

Основная мысль Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до

Основная мысль

Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя

(слушателя)
Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
Слайд 8

Лирический герой Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства

Лирический герой

Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства

которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

Тучки – выражение внутреннего «я»
М.Ю.Лермонтова
«Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники»

Слайд 9

МОТИВ ОДИНОЧЕСТВА, ПЕЧАЛЬНОЙ СВОБОДЫ, ТОСКЛИВОЙ СКОРБИ Мотив (настроение) стихотворения:

МОТИВ ОДИНОЧЕСТВА, ПЕЧАЛЬНОЙ СВОБОДЫ, ТОСКЛИВОЙ СКОРБИ

Мотив (настроение) стихотворения:

Слайд 10

Главная мысль Стихотворение расположено в конце сборника как символ окончания борьбы

Главная мысль

Стихотворение расположено в конце сборника как символ окончания борьбы с

непониманием и отчуждением.
Главная мысль:
Человек без родины, без милого края – вечный изгнанник. Он не сможет найти место в этом мире, как и обрести собственное счастье. Подобная свобода не может осчастливить его.
Слайд 11

Изобразительно-выразительные средства Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Антитеза Аллитерация Анафора Гипербола Ассонанс

Изобразительно-выразительные средства

Эпитет Сравнение
Метафора Олицетворение Антитеза Аллитерация
Анафора Гипербола
Ассонанс


Слайд 12

Эпитет Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные) *** Там, на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей…

Эпитет

Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные)
***
Там, на

неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей…
Слайд 13

Метафора Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,

Метафора

Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,

союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр рябины красной,
но никого не может он согреть. С.А.Есенин
Слайд 14

Сравнение Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,

Сравнение

Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,

даётся при помощи союзов: как, словно, точно, как будто.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно: покой и простор.
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н.А.Некрасов
Слайд 15

Олицетворение Это художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами

Олицетворение
Это художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими

качествами и чувствами.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.
С.А.Есенин
Слайд 16

Антитеза Это литературный приём, основанный на противопоставлении. Они сошлись: волна и

Антитеза

Это литературный приём, основанный на противопоставлении.
Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень.
А.С.Пушкин
Слайд 17

Аллитерация Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных

Аллитерация

Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных

или одинаковых согласных звуков.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
С.А. Есенин
Слайд 18

Ассонанс Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных

Ассонанс

Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных звуков.


Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Б.Л.Пастернак
Слайд 19

Анафора Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений (

Анафора

Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений (

строк, стихов).
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
А.С.Пушкин
Слайд 20

Гипербола Это литературный приём, основанный на художественном преувеличении В сто сорок солнц закат пылал… В.В.Маяковский

Гипербола Это литературный приём, основанный на художественном преувеличении В сто сорок солнц закат

пылал… В.В.Маяковский
Слайд 21

Рифма Туча мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То как зверь

Рифма

Туча мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь

она завоет,
То заплачет, как дитя.
А.С.Пушкин

ПЕРЕКРЁСТНАЯ

А
Б
А
Б

Слайд 22

Рифма ПАРНАЯ А А Б Б Царь с царицею простился, В

Рифма

ПАРНАЯ
А
А
Б
Б

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна


Села ждать его одна.
Слайд 23

Рифма И там я был, и мёд я пил; У моря

Рифма

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб

зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил…

КОЛЬЦЕВАЯ

А
Б
Б
А

Слайд 24

ПОТРЕНИРУЕМСЯ

ПОТРЕНИРУЕМСЯ