Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин 16.5.1877— 11.8.1932

Содержание

Слайд 2

Максимилиан Кириенко-Волошин (родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве, в

Максимилиан Кириенко-Волошин (родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве, в

семье юриста, коллежского советника.
Предки со стороны отца – казаки Запорожской Сечи.
В 1881 году, после смерти отца, переехал в Москву. С 5 лет с увлечением читает Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
Слайд 3

Свое среднее образование Волошин начал в Московской Поливановской гимназии. Когда они

Свое среднее образование Волошин начал в Московской Поливановской гимназии. Когда они

с матерью переехали в Крым в Коктебель, Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось).
«Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии. Мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом . То и другое кажется немыслимым. Но вскоре начинаю писать скверные стихи, и судьба приводит меня в Коктебель»
«И товарищи талантливого гимназиста, и учителя в один голос твердили, что это будущий стихотворец, поэт “божией милостью”»
Михаил Алексеевич Дьяконов (1885—1938) — писатель и переводчик
Слайд 4

С 1897 по 1899 год Максимилиан учился в Московском университете, был

С 1897 по 1899 год Максимилиан учился в Московском университете, был

отчислен с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием.
«Ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью. 10 драгоценных лет, начисто вычеркнутых из моей жизни»
1900 год Волошин считал годом духовного рождения
Будучи выслан из Москвы за участие в студенческих беспорядках, Волошин отправляется в Среднюю Азию на изыскание трассы Оренбургско-Ташкентской железной дороги.
«Здесь настигли меня Ницше и «Три разговора» Владимира Соловьёва. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азиатских плоскогорий и произвести переоценку культурных ценностей»
Слайд 5

Волошин поставил перед собой задачу- познать европейскую культуру в её первоисточниках,

Волошин поставил перед собой задачу- познать европейскую культуру в её первоисточниках,

а затем учиться у цивилизаций Индии, Японии, Китая.
1898-1905 гг. – «годы странствий»

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
«Сквозь сеть алмазную зазеленел восток», 1903-4

Слайд 6

В 1903 году приезжает в Россию, знакомится с символистами. Начинает активно

В 1903 году приезжает в Россию, знакомится с символистами.
Начинает активно печататься.
Знакомится

с будущей женой М. В. Сабашниковой.
«Входит во все тонкости наших кружков, рассуждая, читая, миря, дебатируя»
«В Москве был москвич, парижанин – в Париже». «Свой» многим»
«Проходит через строй чужих мнений собою самим, не толкаясь»
Андрей Белый

«Громады дымных облаков»

Слайд 7

22 ноября 1909 г. между Волошиным и Н. Гумилевым состоялась дуэль

22 ноября 1909 г. между Волошиным и Н. Гумилевым состоялась дуэль

на Чёрной речке. Секундантом Волошина был граф Алексей Николаевич Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак.
Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца».
«Стихи Волошина сделаны рукой настоящего мастера, любящего стих и слово, иногда их безжалостно ломающего, но именно так, как не знает к алмазу жалости гранящий его ювелир»
Валерий Брюсов
Слайд 8

В 1914 году Волошин пишет письмо военному министру России с отказом

В 1914 году Волошин пишет письмо военному министру России с отказом

от военной службы и участия в «кровавой бойне» Первой мировой войны.
В 1915 выходит книга страстных стихотворений об ужасе войны «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он все больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства».

«Настороженная земля»

Слайд 9

Февральская революция застаёт Волошина в Москве. Он переезжает в Коктебель. МИР

Февральская революция застаёт Волошина в Москве. Он переезжает в Коктебель.

МИР
С Россией

кончено... На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
1917
Слайд 10

Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чём


Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чём

не разочаровали: я их ожидал давно и в формах, ещё более жестоких. Напротив: я чувствовал себя очень приспособленным к условиям революционного бытия и действия. Принципы коммунистической экономики как нельзя лучше отвечали моему отвращению к заработной плате и к купле-продаже.
19-й год толкнул меня к общественной деятельности в единственной форме, возможной при моём отрицательном отношении ко всякой политике и ко всякой государственности, утвердившемся и обосновавшемся за эти годы, - к борьбе с террором, независимо от его окраски. Это ставит меня в эти годы (1919 - 1923) лицом к лицу со всеми ликами и личинами русской усобицы и даёт мне обширный и драгоценнейший революционный опыт.
Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека (стихотворение "Потомкам"). Эти же годы являются более плодотворными в моей поэзии, как в смысле качества, так и количества написанного.

«Шторм у Топрак-Кая»

Слайд 11

Приобщение к судьбе революционной России изменяет многое в натуре Волошина. Иным

Приобщение к судьбе революционной России изменяет многое в натуре Волошина. Иным

становится образ лирического героя, сосредоточенного ранее на «блужданиях» собственного духа.
Для поэзии Волошина становится характерной тяга к эпичности, монументальности и торжественности.
Поэт обращается к памятникам древнерусской литературы, Библии, Евангелию.
При этом он нарочито ломает плавность стиха, достигая большей свободы, «раскованности».

Стал человек – один другому – дьявол;
Кровь – спайкой душ; борьба за жизнь – законом;
И долгом – месть. Но мы не покорились:
Ослушники законов естества,
В себе самих укрыли наше солнце.
«Потомкам», 1921

«Заливы гулкие земли глухой и древней»