Мистика в произведениях Николая Васильевича Гоголя

Содержание

Слайд 2

Актуальность проекта: мистические мотивы имеют широкое распространение в русской классической, а

Актуальность проекта: мистические мотивы имеют широкое распространение в русской классической, а

также современной литературе и кинематографии. Проблема проекта: какое влияние оказывала мистика на жизнь и творчество Н.В.Гоголя?
Слайд 3

Цель проекта: Выяснить была ли мистика в жизни и произведениях Николая

Цель проекта: Выяснить была ли мистика в жизни и произведениях Николая

Васильевича Гоголя   Задачи проекта: 1.Изучить биографию Николая Васильевича Гоголя 2.Определить произведения с мистическими образами и персонажами 3.Раскрыть значимость мистики в жизни и творчестве Николая Васильевича Гоголя
Слайд 4

Биография Н.В.Гоголя Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что

Биография Н.В.Гоголя

Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что

ученые-историки до сих пор исследуют биографию великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века .
Слайд 5

Детство Все детство жил в деревне. Вырос он в большой семье

Детство

Все детство жил в деревне. Вырос он в большой семье

- помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

Слайд 6

Жизнь в Санкт-Петербурге В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург.

Жизнь в Санкт-Петербурге

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург.
Он

пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.
В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться. Его сильнее привлекало литературное поприще.
В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей.
Испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине. Возникли первые планы труда, это были «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Слайд 7

В 1831 году происходит сближение с кругом Жуковского и Пушкина, что

В 1831 году происходит сближение с кругом Жуковского и Пушкина, что

оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность. «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».
Слайд 8

Жизнь за границей В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга

Жизнь за границей

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга

в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мёртвых душ». Сюжет был подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания «Ревизора», и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину и вызвали у него одобрение.
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А.Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над «Мёртвыми душами», он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе «невыразимой тоски» и горечи Гоголь ощущает «нынешний труд» как «священное завещание» поэта. В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.
Слайд 9

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву

и приступает к чтению глав «Мёртвых душ» — сначала в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
К началу осени 1841 г., окончив за границей свою работу над первым томом «Мёртвых душ», Гоголь отправился в Россию для напечатания своего сочинения. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» вышли в свет. Но в Москве Гоголь пережил столько неприятностей, что его настроение вскоре стало подавленным. Цензурные затруднения расстроили его окончательно. В это время у него и созрел план путешествия в Иерусалим.
Слайд 10

Мистика в жизни Русский религиозный философ и литературный критик Константин Мочульский

Мистика в жизни

Русский религиозный философ и литературный критик Константин

Мочульский писал: «Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу.
Слайд 11

Известно, что Гоголь, путешествуя по Италии, перенес болезнь — его посещали


Известно, что Гоголь, путешествуя по Италии, перенес болезнь — его

посещали страшные видения наяву. Главной книгой своей жизни, Гоголь считал «Мертвые души». В ночь на 12 февраля 1852 года Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным.
Слайд 12

Загадочная смерть Загадочная смерть классика. Смерть писателя была странна, так же,

Загадочная смерть

Загадочная смерть классика. Смерть писателя была странна, так же, как

и его жизнь. Гоголь занемог без видимых на то причин и стал отказываться от пищи. Невероятные события сопровождали перезахоронение тела писателя в 1931 году. Когда во вскрытом гробу был обнаружен скелет без черепа.
Слайд 13

Достоверно известно, что после захоронения некто писатель А. Иванов поехал в

Достоверно известно, что после захоронения некто писатель А. Иванов поехал в

Ленинград, наикощунственным образом прихватив в качестве «сувенира» ребро скелета Гоголя. Еще один любитель «сувениров на память», писатель И.Малышкин, утащивший фольгу из украшений гроба. Директор кладбища С. Аракчеев, снявший с костей скелета Гоголя сапоги из желтой кожи. Нам же остается вспомнить слова из завещания Николая Васильевича: «Стыдно и тяжко будет тем, кто привлечется к исчезающей плоти, которая уже не моя, и да будут они покараны за это…»
Слайд 14

Вечера на хуторе близ Диканьки» Мир, открывавшийся в «Вечерах на хуторе

Вечера на хуторе близ Диканьки»

Мир, открывавшийся в «Вечерах на хуторе близ

Диканьки», мало имел общего с той реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый мир поэтической сказки, в котором преобладает светлое мажорное начало
Слайд 15

В «Вечерах» обильно введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом с

В «Вечерах» обильно введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом

с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти. Настоящая жизнь и легенда воспринимались читателями «Вечеров» как единое целое.
Слайд 16

«Майская ночь или Утопленница» «Майская ночь или Утопленница» основывается на многих

«Майская ночь или Утопленница»

«Майская ночь или Утопленница» основывается на многих

легендах о неупокоенных душах, безвинно погибших.
Слайд 17

«Вся она была бледная, как полотно; но как чудна, как прекрасна!

«Вся она была бледная, как полотно; но как чудна, как прекрасна!

<…> Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но были они бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце».
Слайд 18

«Вий» «Вий» На мой взгляд, это самая страшная повесть, которая есть

«Вий»

«Вий» На мой взгляд, это самая страшная повесть, которая есть

в творчестве Гоголя. Писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия».
Слайд 19

Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора

Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора

и писателя. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко
Слайд 20

«Нос» «Нос» В этой же повести мистика проявляется без участия какой-либо

«Нос»

«Нос» В этой же повести мистика проявляется без участия какой-либо нечисти.

Повесть совсем не страшная, что не так часто оканчивается хорошо и очень напоминает сказку. Начинается все с того нос одного майора каким-то чудесным образом исчезает с его лица и оказывается у цирюльника, который выбрасывает нос в реку. Бедный майор не знает, как жить дальше ведь его внешность это средство для приискания себе места в видном департаменте и удачной женитьбы. Но, выйдя на улицу, он обнаруживает свой нос гуляющим в великолепном мундире.
Слайд 21

Слайд 22

Заключение Н.В. Гоголь – великий русский писатель. Мистика проявилась в жизни

Заключение

Н.В. Гоголь – великий русский писатель. Мистика проявилась в жизни писателя.

Начавшись ещё до его рождения, мистические события сопровождали жизнь писателя, а также проявились и после смерти. Так как классик вырос среди украинской культуры, богатой на легенды, поверья о потусторонних демонических силах, и сверхъестественная сила присутствовала в жизни писателя, то мистика не могла не проявиться и в творчестве Николая Васильевича.
Слайд 23

В основном мистика проявилась в произведениях первых сборников писателя. Но в

В основном мистика проявилась в произведениях первых сборников писателя. Но в

каждой из них есть отличия: В некоторых есть мистические существа, а в других нет. В одних произведениях мистические существа очень опасные, в других совершенно безобидные и даже приходят на помощь человеку по своей воле. Не только мистические существа различны между собой, но и герои которым приходится иметь дело с ними.
Слайд 24

Некоторые герои легко поддаются уловкам нечистой силы, другие же борются с

Некоторые герои легко поддаются уловкам нечистой силы, другие же борются

с ней. В зависимости от них и находится финал повести, будет ли герой счастлив или станет ещё более несчастным, будет ли у него все или не будет ничего. Так что финал повести зависит от многих факторов, но в большей степени он все-таки зависит от героя, ведь во многих случаях можно было вообще не связываться с потусторонним миром.