Михаил Булгаков, роман "Мастер и Маргарита"

Содержание

Слайд 2

«Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него

«Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него

выходили иногда только концы или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье — лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: „Твои вещи?“ Он кивнул с таким видом, что и „да“ и „нет“. Я сказала: „Мастер и Маргарита“? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что „да, это“. И выдавил из себя два слова: „Чтобы знали, чтобы знали“» - Елена Булгакова
Слайд 3

«Неадекватная» реакция советских людей на нашу действительность (Наташи, Ивана, посетителей торгсина,

«Неадекватная» реакция советских людей на нашу действительность (Наташи, Ивана, посетителей торгсина,

Маргариты, Мастера и др.)
Некоторые уж очень непривлекательные их черты (зрители в Варьете, отъевшиеся швейцары, продавцы торгсина, массолитовцы на похоронах, Боба Кандалупский, Николай Иванович, реакция москвичей на представителей «одного из московских учреждений»
Роль и нравственная сила Иешуа
Настойчивые упоминания о наготе Маргариты, Наташи и других женщин на бале у Воланда
Ведьмина грубость Маргариты — то, что она постоянно «скалится», ругается «непечатно», вцепляется, как кошка, в Алоизия, называет Мастера «любовником» (в журнале заменено на «возлюбленного»)

Что было подвергнуто цензуре:

Слайд 4

Жанр «Мастер и Маргарита» – жанровый уникум, потому что это двойной

Жанр
«Мастер и Маргарита» – жанровый уникум, потому что это двойной роман.

Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе Мастера. Они, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое  и выводит «Мастера и Маргариту» за пределы собственно романного жанра.
Слайд 5

Роман Мастера Нет персонифицированного автора и образа читателя Тема романа -

Роман Мастера

Нет персонифицированного автора и образа читателя
Тема романа - реальное историческое

событие
Нет комизма, гротеска, сатиры, фарса
Лаконично, точно и выразительно описано место действия, действующие лица и само действие.
Слайд 6

Роман о Мастере Глубоко и ярко персонифицированная личность автора В авторскую

Роман о Мастере

Глубоко и ярко персонифицированная личность автора
В авторскую речь постоянно

проникают элементы речи, мыслей, чувств, физического и нравственного восприятия мира, характерного для его персонажей — Берлиоза, Бездомного, Поплавского, Маргариты, Аннушки и других
Много фарса и гротеска, но много и драматизма, лирики, иногда - ужаса
Вульгаризмы, газетные штампы, канцелярская аббревиатура
Слайд 7

Таким образом: У нас есть две несовместимые модели изображаемого мира: трагическая философско-религиозная буффонадная сатирически-бытовая

Таким образом:
У нас есть две несовместимые модели изображаемого мира:

трагическая философско-религиозная


буффонадная сатирически-бытовая

Слайд 8

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли

висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана»

«Гроза начнется,— арестант повернулся, прищурился на солнце,— позже, к вечеру».

: «— Ты знаешь,— говорила Маргарита,— как раз когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со Средиземного моря… и эти идолы, ах, золотые идолы! Они почему-то мне все время не дают покоя. Мне кажется, что и сейчас будет дождь».— «Сейчас придет гроза, последняя гроза, она довершит все, что нужно  довершить…»

Слайд 9

Катастрофы Первая катастрофа — смерть Иешуа. Вторая катастрофа - Мастер восстанавливает

Катастрофы

Первая катастрофа — смерть Иешуа.
Вторая катастрофа - Мастер восстанавливает правду об учении,

жизни и смерти Иешуа. И снова люди остались глухи к этой правде, а Мастера постигла участь, подобная участи Иешуа.
Слайд 10

Иешуа Га-Ноцри 27 лет не помнит своих родителей по крови, «кажется,

Иешуа Га-Ноцри

27 лет
не помнит своих родителей
по крови, «кажется, сириец»


родом из города Гамала
имеет одного-единственного ученика
предан каким-то едва знакомым молодым человеком
сцена суда во многом существенно не совпадает ни с одной из евангельских версий

33 года
мать и официальный отец названы во всех Евангелиях
в Евангелии от Матфея еврейское происхождение Иисуса прослежено от Авраама
Вифлеем
12 апостолов
Предан учеником

Иисус Христос

Слайд 11

Чем похожи Мастер и Иешуа? Каждый протагонист имеет своего антагониста У

Чем похожи Мастер и Иешуа?

Каждый протагонист имеет своего антагониста

У Иешуа –

Каифа

У Мастера - Берлиоз

Оба антагониста боятся Иешуа, то есть боятся истины, которую он принес в мир. А потому первый дерзко требует от Пилата и добивается казни Иешуа, а второй категорически настаивает на том, будто «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете», и он оказывается несовместим с Мастером.

Слайд 12

Предатель: Иуда из Кириафа Алоизий Могарыч Ученик: Левий Матвей Понырёв (Иван Бездомный)

Предатель:

Иуда из Кириафа

Алоизий Могарыч

Ученик:

Левий Матвей

Понырёв (Иван Бездомный)