Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова Тучи, Утес

Содержание

Слайд 2

Прослушайте стихотворение «Тучи» Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною

Прослушайте стихотворение «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь

вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Слайд 3

Подберите определения к слову «тучи» темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные,

Подберите определения к слову «тучи»
темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные, унылые
Какие

ассоциации у вас возникают к слову «тучи»?
дождь, темно, пасмурно, грустно, скучно, тоскливо
Слайд 4

Итак, название стихотворения создает у читателя грустное, унылое настроение. Прочитав название,

Итак, название стихотворения создает у читателя грустное, унылое настроение.
Прочитав название, мы

можем предположить, что это стихотворение о природе.
Слайд 5

Прочитаем начало стихотворения: Тучки небесные… Подберите прилагательные к слову «тучки»: легкие,

Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные…
Подберите прилагательные к слову «тучки»:
легкие, воздушные, быстрые, светлые,

пушистые, веселые…
Слова-ассоциации:
Небо, лето, солнце, радуга…
Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое?
Беззаботное, легкое, игривое…
Слайд 6

Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную картину природы и настраивают

Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную картину природы и настраивают

читателя совсем на другой лад:
вечные странники…
Кто такой странник?
Тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок…
Слайд 7

В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением:

В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением:

«Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»;
и тучки, и герой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером».
Он хочет сравнить себя с ними, думая, что их объединяет изгнанничество.
Слайд 8

Герой перечисляет те тяготы, с которыми сталкивается в жизни человек, которые

Герой перечисляет те тяготы, с которыми сталкивается в жизни человек, которые

стали причинами изгнания
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Слайд 9

Задумаемся, какая из возможных причин изгнания самая горькая для поэта. «Друзей клевета ядовитая». Почему?

Задумаемся, какая
из возможных причин изгнания самая горькая для поэта.


«Друзей клевета ядовитая».
Почему?
Слайд 10

Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на

Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на

убегающие тучи.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Он завидует тучкам?
Жалеет их?
Сочувствует им?
Слайд 11

В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же,

В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же,

изгнанники»
Строфа начинается прямым отрицанием: «Нет...»
Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий,  они - «вечно холодные», не может им быть изгнания.
А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
Слайд 12

Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества? Тучки –

Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
Тучки – странники
Олицетворение
Степью

лазурною, цепью жемчужною
Метафоры, эпитеты
С милого севера в сторону южную
Эпитет (родной город на севере)
Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные
Метафорические эпитеты
Слайд 13

Вывод В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство,

Вывод

В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у

них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
Слайд 14

Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его

Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения:
мысли о человеке, его чувствах

скрыты за образами природных явлений
Слайд 15

Прочитаем еще одно стихотворение УТЕС Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана,

Прочитаем еще одно стихотворение

УТЕС
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в

путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 16

О чем это стихотворение? Назовите двух героев. Утес и тучка Речь

О чем это стихотворение?
Назовите двух героев.
Утес и тучка
Речь идет о природных

явлениях?
о душах и судьбах человеческих
Слайд 17

Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен. это ощущение намеренно

Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.
это ощущение намеренно создаётся

автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов).
светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба.
Слайд 18

"Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация

"Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация

поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Слайд 19

Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций

Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций

не вызывает.
Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха.
Слайд 20

"Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался

"Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался

"старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага…", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
Слайд 21

В чем же главный смысл стихотворения? Одиночество ассоциацию полного, безнадёжного одиночества

В чем же главный смысл стихотворения?
Одиночество
ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова

"и тихонько плачет он в пустыне".
Почему "тихонько"?
Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко…
Слайд 22

А как мы теперь относимся к "тучке"? Всё так же любуемся

А как мы теперь относимся к "тучке"?
Всё так же любуемся

ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
А какие чувства испытываем к утесу?
Жалость, сочувствие.
Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения