Не сказочная история сказки Двенадцать месяцев

Содержание

Слайд 2

«Двенадцать месяцев» Самуила Маршака – одна из самых волшебных новогодних сказок,

«Двенадцать месяцев» Самуила Маршака – одна из самых волшебных новогодних сказок,

которую все помнят с самого детства. Многие даже не подозревают о том, что она появилась в разгар Великой Отечественной войны, когда Маршак уже не писал для детей и публиковал военные очерки и антифашистские эпиграммы.
Слайд 3

Слайд 4

В годы ВОВ Маршак часто выступал перед фронтовиками. 17 мая 1942 г.

В годы ВОВ Маршак часто выступал перед фронтовиками. 17 мая 1942

г.
Слайд 5

Но однажды он получил письмо, которое заставило его изменить мнение о

Но однажды он получил письмо, которое заставило его изменить мнение о

том, что действительно важно
и нужно читателям в военное время.

В начале 1943 г. в газете «Литература и искусство» писатель опубликовал ответ на это письмо: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им, и в последний год писал только для больших. …Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях – это значит думать о будущем. И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени».

Слайд 6

С. Маршак за работой, 1947

С. Маршак за работой, 1947

Слайд 7

Во время войны Маршак занимался тем, что считал действительно важным на

Во время войны Маршак занимался тем, что считал действительно важным на

то время: писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде», создавал антифашистские плакаты, содействовал сбору средств в Фонд обороны.
Слайд 8

Тем не менее, наивный детский вопрос заставил писателя вернуться к сказкам

Тем не менее, наивный детский вопрос заставил писателя вернуться к сказкам

даже в таких не сказочных условиях жизни: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». …Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке…».
Слайд 9

В основу сюжета легла словацкая сказка Божены Немцовой, хотя Маршак утверждал,

В основу сюжета легла словацкая сказка Божены Немцовой, хотя Маршак утверждал,

что с первоисточником познакомился гораздо позже, а на тот момент слышал лишь чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в устном пересказе. Кроме пьесы, писатель создал и прозаическую версию услышанной легенды и опубликовал с подзаголовком «Славянская сказка». В оригинале не было королевы и ее учителя-профессора – только мачеха, ее дочь и падчерица.
Слайд 10

Свой замысел Маршак объяснял так: «Сейчас о труде пишут немало, но

Свой замысел Маршак объяснял так: «Сейчас о труде пишут немало, но несколько

однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по-разному. Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой – из сказки в реальную жизнь – с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат. …Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».
Слайд 11

Слайд 12

«Драматическая сказка», как назвал ее Маршак, была написана для постановки во

«Драматическая сказка», как назвал ее Маршак, была написана для постановки во

МХАТе, но во время войны это было невозможно. Только в 1947 г. состоялась премьера спектакля в Московском театре юного зрителя, а в 1948 г. – и во МХАТе. Военное время помешало и ещё одному замыслу. Дело в том, что к Самуилу Яковлевичу обратился сам Уолт Дисней. Каким-то образом знаменитому американцу попалась в руки сказка Маршака, и он захотел снять по ней мультфильм. К сожалению, письмо Диснея из-за военного времени дошло с большим опозданием.
Слайд 13

Маршак всё же попытался спасти проект и решил обратиться за помощью

Маршак всё же попытался спасти проект и решил обратиться за помощью

к министру кинематографии А. Большакову. Большаков встречу назначил, но сам не пришёл. Прождав два часа в приёмной, Маршак плюнул и ушёл, оставив на двери записку: «У Вас, товарищ Большаков, Не так уж много Маршаков».
Слайд 14

Впрочем, сказку экранизировали и без Диснея. И не раз. В 1956

Впрочем, сказку экранизировали и без Диснея. И не раз. В 1956

году вышел рисованный в классической манере мультфильм И. Иванова-Вано и М. Ботова.
Слайд 15

А в 1980-м «12 месяцев» уже экранизировали в жанре «анимэ» японцы

А в 1980-м «12 месяцев» уже экранизировали в жанре «анимэ» японцы

Т. Имадзава и Я. Кимио (совместно с «Союзмультфильмом»). Интересно, что в японском прокате сказка шла под несколько мистическим названием «Ва Мори — ва Икэтэйру» («Лес — живой»).
Слайд 16

А самой известной экранизацией стал фильм А. Граника, вышедший на экраны

А самой известной экранизацией стал фильм А. Граника, вышедший на экраны

в 1972 г. Но его фильмы сам Маршак уже не увидит...
Слайд 17