Н.В. Гоголь поэма Мёртвые души. История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики

Содержание

Слайд 2

История замысла поэмы А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет,

История замысла поэмы

А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из

которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому».

Это был сюжет «Мёртвых душ».

Слайд 3

Смысл названия поэмы В прямом плане название восходит к сюжету: Чичиков

Смысл названия поэмы

В прямом плане название восходит к сюжету: Чичиков приобретает

«мёртвые души» у помещиков: Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича, Плюшкина.

НО
А. Герцен так писал о названии поэмы: «Мёртвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать: не ревизские мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие- вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Обратите внимание на эту точку зрения!

Слайд 4

Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте,

Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте,

что определило трехчастную структуру поэмы.
Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности;
во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище»,
чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю».
Законченным оказался только 1-й том.

ВЕРСИЯ

Слайд 5

Обложка первого издания поэмы «Мёртвые души», выполненная по рисунку Н.В.Гоголя Коляска

Обложка первого издания поэмы «Мёртвые души», выполненная по рисунку Н.В.Гоголя

Коляска –

символ движения России вперёд

Черепа – мёртвые души живых людей

Широта сюжета и насыщенность произведения лирическими отступлениями, позволяющими писателю многообразно выявлять своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой.

Слайд 6

В основе сюжета приезд Чичикова в губернский город с целью покупки

В основе сюжета приезд Чичикова в губернский город с целью покупки

«мёртвых душ».
Путешествие его от одного помещика к другому.

СЮЖЕТ

Слайд 7

«Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (


«Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором

( приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб,но центральное место отведено изображению мира чиновников.

Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова.

Изображение жизни российских помещиков.

Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.

Композиция поэмы «Мёртвые души»


Слайд 8

Персонажи поэмы. « Один за другим следуют у меня герои, один

Персонажи поэмы.

« Один за другим следуют у меня герои, один пошлее

другого»

Н. В. Гоголь.

Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме.

Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.

Манилов.
Коробочка.
Ноздрев.
Собакевич.
Плюшкин.

Порядок следования помещиков неслучаен. Автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.

Слайд 9

Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который

Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который

закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства.

Идейный замысел поэмы

Слайд 10

Читаем поэму… Всего и надо, что вчитаться, - боже мой, Всего

Читаем поэму…

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой, Всего и дела,

что помедлить над строкою - не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть. Ю. Левитанский

Н.В. Гоголь - мастер художественного слова, который умело и точно подбирает каждое слово. Иногда мелкая деталь красноречивее пространного описания или развернутой характеристики. Именно такая манера и заставляет вдумчиво читать и размышлять над страницами Н. В. Гоголя.