Н.В. Гоголь. Портрет

Содержание

Слайд 2

Цель работы: обобщить знания по содержанию повести Н.В.Гоголя «Портрет», сделать выводы

Цель работы:
обобщить знания по содержанию повести Н.В.Гоголя «Портрет», сделать выводы о

роли искусства в обществе, определить истинное предназначение художника, понять насколько эти проблемы актуальны сегодня;
Показать, как деградирует художник под влиянием власти денег;
воспитывать нравственные качества, побуждать к пониманию истинных ценностей жизни;
развивать умения аргументированного устного выступления, выражать свою точку зрения, делать выводы.
Слайд 3

Слайд 4

«Нос» (1836) «Портрет» (1834-1842) «Шинель» (1841) «Коляска» (1836) «Записки сумасшедшего» (1834)

«Нос» (1836)
«Портрет» (1834-1842)
«Шинель» (1841)
«Коляска» (1836)
«Записки сумасшедшего» (1834)
«Рим» (1841)
«Невский проспект» (1834)

"Петербургские повести"


Слайд 5

Влияние на Гоголя


Влияние на Гоголя

Слайд 6

Творческая история Первая редакция повести («Арабески», 1835) Вторая редакция повести («Современник»,

Творческая история

Первая редакция повести
(«Арабески», 1835)

Вторая редакция повести
(«Современник», 1842, № 3)

"Портрет"

Корчев?

Коблин?

Коблев?

Копьев?

ЧЕРТКОВ!!!

СОЦИАЛЬНАЯ
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

Чартков
Андрей

Петрович

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ

Слайд 7

ТЕМАТИКА ПОВЕСТИ «о презренном и ничтожном» в искусстве о необходимых качествах художника-создателя о назначении художественного творчества


ТЕМАТИКА ПОВЕСТИ

«о презренном и ничтожном»
в искусстве

о необходимых качествах
художника-создателя

о

назначении художественного
творчества
Слайд 8

Если восстановить порядок иллюстраций в соответствии с сюжетом и подобрать цитаты из повести, получится следующее:

Если восстановить порядок иллюстраций в соответствии с сюжетом и подобрать цитаты

из повести, получится следующее:
Слайд 9

«Вкус его (Чарткова) развивался заметно. Ещё не понимал он всей глубины

«Вкус его (Чарткова) развивался заметно. Ещё не понимал он всей глубины

Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами»
Слайд 10

«Ему (Чарткову) пришла вдруг на ум история, слышанная давно им от

«Ему (Чарткову) пришла вдруг на ум история, слышанная давно им от

своего профессора, об одном портрете знаменитого Леонардо да Винчи, над которым великий мастер трудился несколько лет и всё ещё почитал его неоконченным и который, по словам Вазари, был, однако же, почтен от всех за совершеннейшее и окончательнейшее произведение искусства.
Слайд 11

«Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в

«Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в

Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот. Коринной ли, Ундиной, Аспазией ли желали быть дамы, он с большой охотой соглашался на всё…»
Слайд 12

«Великолепная мастерская художника (Невский проспект, такой-то номер) уставлена вся портретами его

«Великолепная мастерская художника (Невский проспект, такой-то номер) уставлена вся портретами его

кисти, достойной Вандиков и Тицианов»
(«О необыкновенных талантах Чарткова»)
«Сравнение с Вандиком и Тицианом ему сильно польстило»
Слайд 13

«Гоголь как бы предупреждает и отвечает, почему так происходит ,притчей: «Кто

«Гоголь как бы предупреждает и отвечает, почему так происходит ,притчей: «Кто

заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»
В этих строчках заключена главная идея повести - идея высокой ответственности художника за свой талант, ибо талант есть не его принадлежность, не «частная собственность», а драгоценный дар Бога»
Слайд 14

Казалось, в нём олицетворялся тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин и Врубель» Михаил Врубель «Демон»


Казалось, в нём олицетворялся тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин

и Врубель»

Михаил Врубель
«Демон»

Слайд 15

В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия —

В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры

дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья, — Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь, — Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел.

«Демон» (1822)

Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел-
И ничего во всей природе Благословить он не хотел.

В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья, — Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь, -Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня.

Александр Сергеевич Пушкин
«Демон»
(1822)

Слайд 16

«Предмет, взятый им, было рождество Иисуса. Целый год сидел он за

«Предмет, взятый им, было рождество
Иисуса. Целый год сидел он за

ним, не выходя из своей кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова». Такие картины восхищают. Это было чудо кисти.

Спасо-Преображенский собор
Спасо-Евфимиева мужского монастыря

Слайд 17

«Это было, точно,чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель

«Это было, точно,чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель

не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице пречистой матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, - всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»
Слайд 18

«Это было, точно,чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель

«Это было, точно,чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель

не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице пречистой матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, - всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»
Слайд 19

«Намёк о божественном, небесном рае заключён для человека в искусстве. Роль

«Намёк о божественном, небесном рае заключён для человека в искусстве. Роль

искусства в обществе велика, а именно: делать людей более добрыми, честными, чуткими, открывать в душах каждого свет и чистоту. Настоящее искусство облагораживает человека, приближает к совершенству.
Слайд 20

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (1512-1515) «Афинская школа» (1509-1511) Раффаэлло Санти (1483-1520) Итальянский

Рафаэль

«Сикстинская мадонна»
(1512-1515)

«Афинская школа»
(1509-1511)

Раффаэлло Санти
(1483-1520)
Итальянский живописец и архитектор, в творчестве которого

отразились идеалы Высокого Возрождения.
Ученик Леонардо да Винчи и Микеланджело.
В последние годы жизни писал портреты, поставившие его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека.

«Автопортрет»
(1506)

«Донна Велата»
1516

Слайд 21

Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1453-1519) Великий итальянский художник, учёный,

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи
(1453-1519)
Великий итальянский художник, учёный, архитектор, музыкант,

инженер, механик, литератор.
Представитель типа «универсальный человек»-идеала итальянского Ренессанса.
«Трактат о живописи»
Изобретения: водолазный костюм, ласты, спасательный круг, экскаватор, дельтаплан, автомобиль.

«Автопортрет»

«Дама с горностаем»
(1488)

«Тайная вечеря»
(1495-1498)

«Мона Лиза»
(1503)

«Мадонна в скалах»
(1506)

Слайд 22

Тициан Тициан (1480-1576) Ведущий художник Венецианской республики. Ученик Джорджоне. Карл V,

Тициан

Тициан
(1480-1576)
Ведущий художник Венецианской республики.
Ученик Джорджоне.
Карл V, император Священной Римской империи,

наградил его титулом графа Палатинского и рыцаря Золотой шпоры.

«Автопортрет»

«Девушка с фруктами»

«Изабелла Португальская»

Слайд 23

В 30-40-е годы в обществе велись споры о сущности искусства. Жизнь

В 30-40-е годы в обществе велись споры о сущности искусства. Жизнь

многих известных талантливых художников XIX-XX века складывалась отнюдь не благополучно (примерами тому могут служить судьбы художников: Левитана, Репина, Врубеля, Ван Гога).
Нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства восхищала Гоголя. И его повесть «Портрет» была создана под влиянием великих художников. Поистине, красота спасет мир! Надо только учиться видеть эту красоту.
Слайд 24

1. Спасибо за внимание!

1.
Спасибо за внимание!