Образы животных в баснях И.А.Крылова Презентация ученика 6 класса МОУ «ООШ п. Чапаевский» Носова

Содержание

Слайд 2

Эпиграф Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он

Эпиграф

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;


Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский
Слайд 3

КРЫЛОВ Иван Андреевич [2 (13) февраля 1769 (или 1768), Москва? —

КРЫЛОВ Иван Андреевич [2 (13) февраля 1769 (или 1768), Москва?

— 9 (21) ноября 1844, Санкт-Петербург] русский баснописец, драматург, журналист. Член Общества любителей российской словесности (1816), действительный член Российской академии (1811), Петербургской АН (1841).
В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен
Басни Крылова быстро получили широкую известность, уже в 1824 в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.
Слайд 4

Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором

Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в

котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.
Слайд 5

Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. В

Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников.


В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По соображениям художественным (а иногда и по цензурным) на смену людям в басни приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т. д. Такие аллегорические образы животных, то есть животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен, Лессинг. Но образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.
Слайд 6

Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно

Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных

можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне “Лев и Барс”, где лев ' и барс — высшие слои общества, лиса и кот — чиновничество. Сюда же можно отнести басню “Волк и ягненок”. “У сильного всегда бессильный виноват” — гласит мораль. Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.
Слайд 7

Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над

Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над

самой опорой социальной лестницы — государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента:
Проказница-Мартышка, Осел, Козел
Да косолапый Мишка Затеяли сыграть
Квартет,..
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Слайд 8

В басне «Ворона и Лисица» Крылов высмеивает в образе Вороны тщеславных,


В басне «Ворона и Лисица» Крылов высмеивает в образе

Вороны тщеславных, высокомерных, стремящихся к славе, к почести людей, а в образе Лисицы тех, кто хитростью и лестью добивается своего.
Слайд 9

«Свинья под дубом» Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье,

«Свинья под дубом»

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все

ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Крылов высмеивает глупость необразованного человека.
Слайд 10

«Зеркало и Обезьяна» Глупая и необразованная Обезьяна не узнала себя в

«Зеркало и Обезьяна»

Глупая и необразованная Обезьяна не узнала себя в

Зеркале и посмеялась над собственными ужимками. Спокойный и разумный Медведь дал ей совет:
« Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Слайд 11

«Стрекоза и Муравей» Стрекоза, веселясь все лето, просто не задумывается о

«Стрекоза и Муравей»

Стрекоза, веселясь все лето, просто не задумывается о

том, что ждет ее в холодную осень и зиму. Трудяга же Муравей понимает, что в холод и голод без муравейника и запасов погибнет. Муравей – олицетворение трудолюбия, стрекоза – праздности и легкомыслия.
Слайд 12

«Слон и Моська» Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на

«Слон и Моська»

Ай, Моська, знать она
сильна,
Что лает на

Слона!
Внутренняя слабость Моськи заставляет ее лаять на Слона – при этом осознавая, что реакции на лай – со стороны Слона – не будет. То есть, Моська не пытается остановить Слона, а, скорее, использует его движение как повод для собственного «продвижения» в сознании других собак. Она понимает свое бессилие и вовсе не стремится к настоящей драке: ей бы лишь прославиться, «попасть в большие забияки». Читателю легко применить вывод этой басни к людским отношениям и характерам.
Слайд 13

«Лебедь, Рак и Щука» «Да только воз и ныне там". Это

«Лебедь, Рак и Щука»

«Да только воз и ныне там".
Это

выражение стало крылатым. Так говорят, когда люди делают общее дело, но между ними разлад. В итоге ничего не получается.
Слайд 14

Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией (иносказанием).

Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием

называется аллегорией (иносказанием).
Слайд 15

Вывод: Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами

Вывод:

Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами

указывают также и на реалистическую основу басни.