Опера Римского-Корсакова по сказке Пушкина Сказка о царе Салтане

Содержание

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин Годы жизни: 1799 – 1837 гг. Русский поэт,

Александр Сергеевич Пушкин

Годы жизни:
1799 – 1837 гг.
Русский поэт, драматург и прозаик.

Еще при жизни его считали национальным русским поэтом. Считается основоположником современного русского литературного языка.
Творчество. Пушкин писал поэмы, сказки, стихотворения, прозу, романы в стихах, драматические произведения.
Слайд 3

На прошлом занятии мы познакомились с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

На прошлом занятии мы познакомились с оперой М. И. Глинки «Руслан

и Людмила»
Слайд 4

Сегодня мы познакомимся с творчеством Н. А. Римского-Корсакова Годы жизни: 1844-1908

Сегодня мы познакомимся с творчеством Н. А. Римского-Корсакова

Годы жизни:
1844-1908 гг.
Русский композитор,

педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик. Участник «Могучей кучки».
Римский-Корсаков написал 15 опер, а также симфонии и симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, вокальную, камерно-инструментальную музыку и т.д.
Слайд 5

Римский-Корсаков и Пушкин Римский-Корсаков написал несколько романсов на текст Пушкина, а также оперы.

Римский-Корсаков и Пушкин

Римский-Корсаков написал несколько романсов на текст Пушкина, а также

оперы.
Слайд 6

Оперы Римского-Корсакова по Пушкину: Камерная опера «Моцарт и Сальери» Сказочная опера

Оперы Римского-Корсакова по Пушкину:

Камерная опера
«Моцарт и Сальери»

Сказочная опера
«Сказка о царе

Салтане»

Сказочная опера
«Золотой петушок»

Слайд 7

Тема урока: Опера «Сказка о царе Салтане» Если ты не знаком/не

Тема урока: Опера «Сказка о царе Салтане»

Если ты не знаком/не знакома

с этой сказкой, то:

Посмотри мультфильм
(вложение vkontakte)

Прочитай сказку:
https://ilibrary.ru/text/455/p.1/index.html

Либо прочесть краткое содержание дальше

Слайд 8

Сюжет сказки начинается в городе Тмутаракани. Царь, проходящий под окнами избы,

Сюжет сказки начинается в городе Тмутаракани.
Царь, проходящий под окнами избы, случайно услышал

разговор трех сестер и очень заинтересовался. Больше всего ему понравилась речь младшей сестрицы и ее желание родить ему богатыря.
Он тут же пригласил девушек жить во дворец, а третью сестру нарек своей супругой.

Но как часто это бывает в сказках, две другие девушки от зависти решили отомстить.
Как только царь уехал на войну, они написали ему письмо, в котором сообщили, что государыня родила «неведому зверушку». Конечно же такая неожиданная новость сильно огорчила государя. Стараниями сестриц молодую Милитрису и ее новорожденного сына Гвидона тут же заточили в бочку и пустили в открытое море.

Слайд 9

Когда волны прибили большую бочку к берегу острова Буяна, узники наконец-то

Когда волны прибили большую бочку к берегу острова Буяна, узники наконец-то

смогли оказаться на воле. Заметно повзрослевший Гвидон тут же смастерил лук и отправился на поиски добычи. Внезапно он услышал крик Царевны-Лебедь, за которой гнался злобный Коршун. Гвидон поразил коварного злодея, и в благодарность за это Лебедь пообещала отплатить юноше добром.

Ранним утром Милитриса и Гвидон увидели, что густой туман рассеялся и как по волшебству появился чудесный город Леденец. Жители принялись горячо приветствовать дорогих гостей и попросили Гвидона княжить в их чудесном городе.

Слайд 10

Однако не весел юноша, потому что все это время не перестает

Однако не весел юноша, потому что все это время не перестает

думать о своем отце и сильно тосковать, надеясь хоть когда-нибудь сможет увидеться с ним. Царевна Лебедь пообещала помочь ему в этом деле.
Благодаря ее волшебной силе Гвидон смог превратиться в шмеля и отправился на корабле в Тмутаракань, чтобы познакомиться с отцом Салтаном.

Там же от богатых купцов он узнал о необычных чудесах: белке, поющей песенки, морских витязях, а также прекрасной царевне. Вернувшись на остров Буян, Гвидон снова обратился за помощью к Царевне Лебедь. И в этом случае она смогла помочь ему, представив ему белку и отважных витязей с Черномором.

Слайд 11

Когда же Гвидон попросил помочь ему найти прекрасную царевну, то Лебедь-птица

Когда же Гвидон попросил помочь ему найти прекрасную царевну, то Лебедь-птица

раскрыла свой главный секрет. Оказалось она и есть эта прекрасная царевна! Теперь счастью влюбленных уже ничего не могло помешать, и Милитриса с радостью благословила их.

В это время на остров как раз прибыл корабль Салтана вместе с царем и всей свитой. Долгожданные гости зашли в шикарный дворец Гвидона и познакомились с неведомыми чудесами. Удивленный Салтан тут же попросил познакомить его с царицей и к огромной радости узнал в ней свою любимую супругу Милитрису, а в Гвидоне – своего сына, которого уже не надеялся когда-нибудь встретить. Коварные предательницы-сестры тут же стали молить о пощаде, испугавшись, что их ждет суровое наказание, но царь Салтан простил их.

Слайд 12

В 1831 году Пушкин написал «Сказку о царе Салтане». А в

В 1831 году Пушкин написал «Сказку о царе Салтане».

А в 1902

году русский композитор Николай Римский-Корсаков написал оперу по сказке Пушкина.
Слайд 13

Слайд 14

А знаменитый русский художник Михаил Врубель написал картину «Царевна лебедь». Также он создал произведение «33 богатыря».

А знаменитый русский художник Михаил Врубель написал картину «Царевна лебедь». Также

он создал произведение «33 богатыря».
Слайд 15

Музыка Римского-Корсакова замечательно передает неторопливый стиль повествования, нарочитую медлительность в развитии

Музыка Римского-Корсакова замечательно передает неторопливый стиль повествования, нарочитую медлительность в развитии

действия, свойственные пушкинскому произведению. Очень живописны симфонические антракты: знаменитые «Три чуда», «Полёт шмеля» и другие.
Слайд 16

ПОСЛУШАЕМ МУЗЫКУ

ПОСЛУШАЕМ
МУЗЫКУ

Слайд 17

Полет шмеля – небольшая интермедия (пьеса между действиями), которой заканчивается третье

Полет шмеля – небольшая интермедия (пьеса между действиями), которой заканчивается третье

действие. Здесь Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он смог слетать к своему отцу.

«Полет шмеля» известен благодаря предельно быстрому темпу исполнения практически непрерывной последовательности шестнадцатых нот, при которой основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звуков, а чисто физическое умение исполнять ноты с высокой скоростью.

Слайд 18

Первое чудо – волшебная белочка Партию белочки исполнит музыкальный инструмент –

Первое чудо – волшебная белочка
Партию белочки исполнит музыкальный  инструмент – флейта.

А еще вы услышите напев русской народной песни, которую упоминает Пушкин: «Во саду ли, в огороде».
Характер песенно-танцевальный.

Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд; белку холят, берегут.

Слайд 19

Второе чудо – 33 богатыря Там еще другое диво: море вздуется

Второе чудо – 33 богатыря

Там еще другое диво: море вздуется бурливо,
Закипит,

подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,
Великаны молодые, все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор.

Звучат медные духовые инструменты, которые передают мощь и силу богатырей.
Жанровая основа – марш.

Слайд 20

Третье чудо – Царевна лебедь За морем царевна есть, Что не

Третье чудо – Царевна лебедь

За морем царевна есть,
Что не можно глаз

отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.

Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам, звуки оркестра будут изображать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь.
Когда лебедь превращается в царевну, музыка меняется, становится похожей на русскую песню.