Основные направления русской литературы. Золотой век русской литературы. (XVIII-XIX вв)

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Классицизм- художественный стиль в европейском искусстве XVII начала XIX вв., одной

Классицизм-

художественный стиль в европейском 
искусстве XVII начала XIX вв., одной из 
важнейших черт которого было обращение к формам античного 
искусства как к идеальному эстетическому эталону. 
В основе классицизма лежат идеи рационализмаВ основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие

яркое выражение в философии Декарта.
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. 
Слайд 5

Картина мира с точки зрения классицизма

Картина мира с точки зрения классицизма

Слайд 6

Основной конфликт

Основной конфликт

Слайд 7

Характер в классицизме определяется преобладающей страстью

Характер в классицизме определяется преобладающей страстью

Слайд 8

Высшая ценность Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только

Высшая ценность

Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием

познания, но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения.
Слайд 9

Стили и жанры в литературе классицизма

Стили и жанры в литературе классицизма

Слайд 10

Классицизм в русской литературе КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708-44) , князь, русский

Классицизм в русской литературе

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708-44) , князь, русский

поэт, дипломат.
Сын Д. К. Кантемира. Просветитель-рационалист , жанр стихотворной сатиры.[БСЭ]

Автопортрет

Слайд 11

Классицизм в русской литературе ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович (1703-68) , русский поэт,

Классицизм в русской литературе

ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович (1703-68) , русский поэт, филолог,

академик Петербургской АН (1745-59). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).[БСЭ]
Слайд 12

Классицизм в русской литературе ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745-1792) ,

Классицизм в русской литературе

ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745-1792) , русский

писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования
.[БСЭ]

Неизвестный художник
18 века

Слайд 13

Классицизм в русской литературе СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717-77) , русский писатель,

Классицизм в русской литературе

СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717-77) , русский писатель, один

из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. [БСЭ]

А.П.Лосенко

Слайд 14

Классицизм в русской литературе РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) , русский мыслитель,

Классицизм в русской литературе

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) , русский мыслитель, писатель.

Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках.

Гравюра С.Паннемакера

Слайд 15

Классицизм в русской литературе ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743-1816) , русский поэт.

Классицизм в русской литературе

ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743-1816) , русский поэт. Представитель

русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", 1774-94; "Бог", 1784; "Водопад", 1791-94); лирические стихи. [БСЭ]

Н.Аргунов 1800

Слайд 16

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ течение (направление) в европейской литературе и искусстве 18 века. От

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

течение (направление) в европейской литературе и искусстве 18 века.
От английского

sentimental – чувствительный,
франц. sentiment –
чувство.
Слайд 17

Основная тематика Основные жанры любовная сентиментальная повесть; путешествие; путевые заметки; идиллия

Основная тематика Основные жанры

любовная

сентиментальная повесть;
путешествие;
путевые заметки;
идиллия (небольшое стихотворение на тему

сельской жизни);
пастораль (жанр, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь);
эпистолярный жанр (роман в письмах);
дневники.
Слайд 18

Представители русского сентиментализма Н.М.Карамзин В.А.Жуковский (ранний)

Представители русского сентиментализма

Н.М.Карамзин
В.А.Жуковский (ранний)

Слайд 19

Идейная основа сентиментализма протест против испорченности аристократического общества

Идейная основа сентиментализма

протест против испорченности аристократического общества

Слайд 20

Основные черты сентиментализма человеческая личность представлена в движениях души, мыслях, чувствах,

Основные черты сентиментализма

человеческая личность представлена в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;
уход

от однозначности классицизма в обрисовке характеров;
подчеркнутая субъективность* подхода к миру
культ чувства;
культ природы (культура идеальна, в отличие от общества);
идеализация патриархального* быта;
культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий*.
Слайд 21

Особенности русского сентиментализма сильная дидактическая (нравоучительная установка); выраженный просветительский* характер; активное

Особенности русского сентиментализма

сильная дидактическая (нравоучительная установка);
выраженный просветительский* характер;
активное совершенствование литературного языка

путем введения в него разговорных форм.
Слайд 22

Основная идея сентиментализма Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Идиллия

Основная идея сентиментализма

Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
Идиллия (толковый

словарь) – безмятежно-мирная, счастливая жизнь.
деревня символ естественной жизни, нравственной чистоты
город
символ зла, неестественной жизни
Противопоставление деревни и города
Слайд 23

Новые герои сентиментализма «поселяне» и «поселянки» пастухи и пастушки

Новые герои сентиментализма

«поселяне» и «поселянки»
пастухи и пастушки

Слайд 24

Пейзаж в сентиментализме пейзажу уделяется особое внимание; пейзаж идиллический (речка, журчащий ручеек, лужок)

Пейзаж в сентиментализме

пейзажу уделяется особое внимание;
пейзаж идиллический (речка, журчащий ручеек, лужок)

Слайд 25

РОМАНТИЗМ течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца

РОМАНТИЗМ

течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца

18 - 1 половины 19 века.
В 18 веке романтическим называли всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.
Слайд 26

Основная идея романтизма Именно борьба добра и зла составляет основу развития

Основная идея романтизма

Именно борьба добра и зла составляет основу развития

всего живого, т.е. добро не может существовать без зла;
Романтиков интересуют взаимоотношения
между людьми;
между человеком и обществом;
между человеком и искусством;
внутренний мир человека.
Слайд 27

Главная задача писателя: Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором

Главная задача писателя:

Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет

человек, показать диалектику его души.
Слайд 28

Романтический герой Несет на себе печать своего времени; Может разорвать исторические

Романтический герой

Несет на себе печать своего времени;
Может разорвать исторические и социальные

связи, противопоставить себя обществу и тем самым оказать решающее влияние на жизнь этого общества.
Слайд 29

Романтический герой показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души; противопоставлен

Романтический герой

показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души;
противопоставлен обществу (в

этом основа романтического индивидуализма);
как правило, одинок;
часто находится в пути;
это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью;
герой показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях;
может быть и положительным, и отрицательным.
Слайд 30

Черты романтизма: Идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир

Черты романтизма:

Идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир фантазии

героя, его духовный мир;
Недостижимость идеального мира;
Идеализация мира природы (романтический пейзаж), искусства;
Преобразовать мир может искусство;
Слайд 31

Черты романтизма: Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против законов общества);

Черты романтизма:

Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против законов общества);
(Главный враг

романтиков – обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования)
Отражение действительности в её типических проявлениях (т.е. в единичных фактах отражается общее, характерное).
Слайд 32

Представители русского романтизма В.А.Жуковский (баллады) М.Ю.Лермонтов («Мцыри», «Герой нашего времени») Н.В.Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Представители русского романтизма

В.А.Жуковский (баллады)
М.Ю.Лермонтов
(«Мцыри»,
«Герой нашего времени»)
Н.В.Гоголь
(«Вечера на хуторе

близ Диканьки»)
Слайд 33

ЭТО ВАЖНО! 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком

ЭТО ВАЖНО!
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской

литературы в мировом масштабе.
Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.
19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился благодаря
А.С. Пушкину.
Слайд 34

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные

литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
Слайд 35

Опорный конспект

Опорный конспект

Слайд 36

Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее

Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее

всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности).
Реализм - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Слайд 37

1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение

1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение

типичных характеров в типичных обстоятельствах».
2.Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер.
3.Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.
4.Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.