Особенности жанра фентези

Содержание

Слайд 2

ФЭНТЕЗИ (от англ.) — вид фантастической литературы, основанной на необычайном и

ФЭНТЕЗИ (от англ.) — вид фантастической литературы, основанной на необычайном и порой

непонятном сюжетном допущении. Это допущение не имеет, как правило, житейских мотиваций в тексте, основываясь на существовании фактов и явлений, не поддающихся рациональному объяснению.
Слайд 3

В отличие от научной фантастики, в фэнтэзи может быть сколько угодно

В отличие от научной фантастики, в фэнтэзи может быть сколько угодно

фантастических допущений (боги, демоны, волшебники, умеющие разговаривать животные и предметы, мифологические и реальные существа, приведения, вампиры и т.п.). События в фэнтэзи происходят в условной реальности, в своеобразном «параллельном» мире, похожем на наш. Современные исследователи предпосылки этого жанра связывают с именами Н.В. Гоголя, О.М. Сомова, В.Ф. Одоевского. В XX столетии эта линия была продолжена Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, В.Я. Брюсовым, А. Грином, М.А. Булгаковым, А.Н. и Б.Н. Стругацкими и др.
Слайд 4

Особенности В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир,

Особенности

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором

происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных.
Слайд 5

В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ

В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ

(драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Слайд 6

История жанра Некоторые особенности жанра лучше понять из его истории. Термин

История жанра

Некоторые особенности жанра лучше понять из его истории. Термин «фэнтези»

происходит от английского слова «fantasy» — «фантазия». Этим словом еще в XVII веке в англоязычной литературе обозначали экстравагантно-феерические произведения, где воображение автора ничем не ограничено.
Слайд 7

Но использовать этот термин применительно к книгам определенной тематики стали лишь

Но использовать этот термин применительно к книгам определенной тематики стали лишь

в начале ХХ века. Как отдельный жанр фэнтези начинает формироваться в конце XIX столетия, когда выходит роман английского поэта, искусствоведа и социалиста-утописта Уильяма Морриса (1834— 1896) «Колодец на краю света» («Well at the World’s End», 1896). 
Слайд 8

Дальнейшее формирование жанра происходит затем благодаря творчеству таких писателей, как Эдвард

 Дальнейшее формирование жанра происходит затем благодаря творчеству таких писателей, как Эдвард

Дансейни (чаще называемый по родовому имени — лорд Дансейни, 1878—1957) и Абрахам Мерит (1884—1943). Но в целом фэнтези не вызывала широкого интереса у читающей публики. Первые специализированные журналы, выходящие в США в 1920 — 1940-х, — «Жуткие истории» («Weird tales») и «Удивительные рассказы» («Astounding stories») — считались бульварным чтивом; лишь впоследствии — в 1960-х годах — публиковавшихся в них писателей (Говарда Филиппа Лавкрафта, Роберта Говарда, Кларка Эштона Смита) оценили по достоинству и назвали родоначальниками и основателями жанра фэнтези.
Слайд 9

Революция в развитии жанра произошла в 1954—1956 годах: именно тогда была

Революция в развитии жанра произошла в 1954—1956 годах: именно тогда была

опубликована эпическая романная трилогия Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец». Как известно, эта книга получила такой успех и породила столько подражаний, что заслонила все ранее написанное в жанре фэнтези. Именно с этого момента и начинается процветание фэнтези, массовая востребованность жанра и его особенно интенсивное развитие.
Слайд 10

Неоднородный мир Это свойство — непосредственное следствие сверхъестественных сил. Что я

Неоднородный мир

Это свойство — непосредственное следствие сверхъестественных сил. Что я под

этим понимаю?
Однородный (подобный нашему) мир — это мир, в котором действуют одинаковые законы мироздания и социума, куда бы вы ни направились. В противоположность этому, жанр фэнтези предполагает принципиальную возможность того, что законы физики могут быть нарушены, подправлены, могут в разных областях или по отношению к разным объектам действовать выборочно.
То же касается не только законов естественных, но и законов социума. В мире, в котором присутствуют нечеловеческие расы, в котором человек может быть вовсе не вершиной эволюции — может быть и совершенно другая психология. Другая философия: например, в мире, в котором существует магия, невозможна сама идея равенства людей.
Слайд 11

Определение жанра фэнтези: Особенности жанра фэнтези в современной русской литературе Фантастика

Определение жанра фэнтези: Особенности жанра фэнтези в современной русской литературе

Фантастика как

прием была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды — к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, пришла очередь научной фантастики и фэнтези. Эти жанры развивались параллельно, подчас в чем-то соприкасаясь. И вот что любопытно: история этих жанров началась гораздо раньше, чем появились их определение и название. Да и определить их оказалось не так легко. И если с научной фантастикой все достаточно просто, то с фэнтези дело обстоит иначе. До сих пор нет единого толкования этого жанра[
Слайд 12

Не являются характерными чертами фэнтези: Наличие иных рас и/или мифических существ

Не являются характерными чертами фэнтези:

Наличие иных рас и/или мифических существ (эльфы,

драконы, единороги) — они могут как присутствовать, так и не присутствовать,
Иной мир — существует немало фэнтези, действие которого происходит на Земле,
Фокус на герое — это характерная черта поджанра, который так и называется, «героическое фэнтези», но всего лишь поджанра, жанр фэнтези гораздо шире,
Существование четко оформленных, черно-белых Добра и Зла. Это особенность классики фэнтези, но с тех пор жанр шагнул далеко вперед, современное фэнтези гораздо шире.