Пьеса А.Н. Островского Гроза. История создания

Содержание

Слайд 2

“Литературная экспедиция”, совершенная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла

“Литературная экспедиция”, совершенная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла

на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма, Кострома
Слайд 3

История создания драмы «Гроза» Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза”

История создания драмы «Гроза»

Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень

интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.
Слайд 4

“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова

“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова

исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.
Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержкой части приданого.
Слайд 5

Трагедия В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха

Трагедия

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова

“не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.
Слайд 6

Вскоре после этой злополучной истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса

Вскоре после этой злополучной истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса

А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И. Коробицын в своем исследовании “Опыт комментария к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило ... “клыковское дело”.
Слайд 7

В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и не мог

В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и не мог

знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.
Слайд 8

Хронология событий Работа на «Грозой» началась в июле 1859 г. Закончилась

Хронология событий

Работа на «Грозой» началась в июле 1859 г.
Закончилась 9 октября

того же года.
Опубликована пьеса в январе 1860 г. в
«Библиотеке для чтения».
Первое представление состоялось 16 ноября 1859 года.
Место первого представления – Малый театр.
Тело Клыковой найдено в реке 10 ноября 1859 года
Слайд 9

Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в

Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в

то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.
Слайд 10

“Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной

“Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной

и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа. «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие» - скажет затем Кулигин в драме
Слайд 11

Катерина Тонкая, романтическая натура Катерины, выросшей в обстановки любви, понимания и

Катерина

Тонкая, романтическая натура Катерины, выросшей в обстановки любви, понимания и молитвы,

столкнувшись с грубым, унижающим человеческое достоинство обращением в доме Кабановых и непониманием со стороны ближайшего окружения, не выдерживает и оканчивает жизнь самоубийством.
Слайд 12

Кабанова. Властная помещица, живущая еще заповедями «Домостроя», не воспринимающая ничьего мнения,

Кабанова.

Властная помещица, живущая еще заповедями «Домостроя», не воспринимающая ничьего мнения, кроме

своего собственного, давящая любые проявления своего «я» не только невестки, но и всех в доме, включая собственного сына, воинствующая гордячка.
Слайд 13

Тихон Тихон Кабанов - бесхарактерный мужчина, настоящий "маменькин сынок". Тихон не

Тихон

Тихон Кабанов - бесхарактерный мужчина, настоящий "маменькин сынок". Тихон не смеет

ступить и шагу без согласия матери. При этом он глубоко несчастлив и живет в доме матери, как в тюрьме. Когда погибает Катерина, Тихон винит во всем свою злую мать, не признавая за собой вину. 
Слайд 14

Варвара

Варвара

Слайд 15

Борис Борис Григорьевич, племянник Дикого, приехал в город вовсе не потому,

Борис

Борис Григорьевич, племянник Дикого, приехал в город вовсе не потому,

что соскучился по родственнику. Борису, как, собственно, и остальным в городе, просто нужны деньги. Дикой, будучи скупым и алчным человеком, не хочет отдавать наследство, которое полагается его племяннику. А Борис, понимая, что законным путём денег не получишь, решает «наладить отношения» с дядей, чтобы тот подобрел и отдал сумму. Но ни у племянника, ни у Дикого нет родственных чувств. Савл Прокофьевич оскорбляет и ругает Бориса, а тот не хочет больше оставаться в Калинове, но переступает через свои принципы ради денег.
Слайд 16

Слайд 17

Кулигин

Кулигин

Слайд 18

Кабанова и Дикой - нашли понимание друг с другом по схожести характеров .

Кабанова и Дикой - нашли понимание друг с другом по схожести

характеров .
Слайд 19

Взаимоотношения Катерины и Кабановой положены в основу драматургического конфликта пьесы.

Взаимоотношения Катерины и Кабановой положены в основу драматургического конфликта пьесы.

Слайд 20

Мечется задыхается душе Катерины в обстановке дома Кабановых. Нарастающее напряжение требует

Мечется задыхается душе Катерины в обстановке дома Кабановых. Нарастающее напряжение требует

логического разрешения. Гроза в природе – «гроза» в душе героини.
Слайд 21

Пьеса была поставлена на сцене Малого театра в Петербурге 16 ноября 1859 года

Пьеса была поставлена на сцене Малого театра в Петербурге 16 ноября

1859 года