Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого

Содержание

Слайд 2

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь,

в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.

Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.

Слайд 3

Пейзаж – (фр.) картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в

Пейзаж – (фр.) картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в

литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».
Слайд 4

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В

ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф.И.Тютчев

Пейзажная лирика русских поэтов
XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

Слайд 5

Цели: -пробудить интерес к русской поэзии; -понять мысли, чувства, настроения поэтов

Цели:
-пробудить интерес к русской поэзии;
-понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского,

Я.П. Полонского, А.К. Толстого;
-прививать любовь к родной природе.
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня

1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня

жаворонка.

2. Какой литературный приём помогает сделать картину живой?

2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»
Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте».

3. Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

4. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой.

4. Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?

3. Лазурь «ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой».

5. Каким настроением проникнуто стихотворение?

5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

Слайд 9

Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в

Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в

ней.
В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».
Вывод. Стихотворение Евгения Баратынского необычно тем, что передаёт состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое
Слайд 10

«Ранняя весна. Оттепель» Саврасов Алексей Кондратьевич

«Ранняя весна. Оттепель»
Саврасов Алексей Кондратьевич

Слайд 11

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898 Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898

Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской

деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями.
Слайд 12

« По горам две хмурых тучи…» По горам две хмурых тучи

« По горам две хмурых тучи…»

По горам две хмурых тучи
Знойным вечером

блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…
Слайд 13

Какую картину рисует поэт? 1. Летний горный пейзаж,… действия происходят ночью,

Какую картину рисует поэт?

1. Летний горный пейзаж,… действия происходят ночью, тучи

..

2. Назовите основные образы

2. Тучи, скала

3. Какие художественно – выразительные средства использует автор?

3. Олицетворения– эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула; эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы.

4. Найдите глаголы движения

4. (блуждали, сошлись, сползали, не уступили, огласили, улеглись) глаголы говорят о том, что пейзаж динамичен, действие постепенно нарастает и успокаивается

5. С помощью каких звуком мы слышим раскаты грома?

5. Ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри

Слайд 14

Аллитерация - изобразительное средство, когда сочетаются согласные звуки 1. Что вы

Аллитерация - изобразительное средство, когда сочетаются согласные звуки

1. Что вы можете

сказать об отношениях туч между собой, почему они поспорили?

2. Как отозвалась скала на эту ссору?

3. Можно ли перенести описание явлений природы на человеческие отношения?

3. Да, отношение родителей и детей

4. Какова главная мысль произведения?

4. Всё в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением

Слайд 15

Русский художник Николай Рерих "Зов неба. Молния" М.Ю.Лермонтов. «Кавказ»

Русский художник
Николай Рерих "Зов неба. Молния"

М.Ю.Лермонтов. «Кавказ»

Слайд 16

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875

А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной

дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург.
Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.
Слайд 17

« Где гнутся над омутом лозы…» Где гнутся над омутом лозы,

« Где гнутся над омутом лозы…»

Где гнутся над омутом лозы, Где летнее

солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"
Слайд 18

Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении? Кому и как рассказывают стрекозы

Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?
Кому и как рассказывают стрекозы о

красоте летней природы?
Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?
Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?

Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.
Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними.
Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.

Слайд 19

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её? – Какие

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?
– Какие виды

искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

Подведение итогов урока

Слайд 20

Стихи, живопись, музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять

Стихи, живопись, музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять

всё живое, учат понимать язык природы. Недаром Ф.И. Тютчев сказал:
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Искусство - великое чудо. Но откроется оно, как чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.
Слайд 21

Рефлексия. На уроке Я узнал (а) Я научился Мне понравилось Я затруднялся Моё настроение

Рефлексия.
На уроке
Я узнал (а)
Я научился
Мне понравилось
Я затруднялся
Моё настроение