Понятие городского текста в литературе

Содержание

Слайд 2

С чего все началось Семиотика фиксируется в хронотопе на топосе, а не на хроносе.

С чего все началось

Семиотика фиксируется
в хронотопе на топосе,
а не на хроносе.

Слайд 3

Городской (петербургский) текст пишется разными авторами, но воспринимается как единый текст.

Городской (петербургский) текст пишется разными авторами, но воспринимается как единый текст.
Основная

идея — лиминальность: символическая смерть — символическое возрождение (миф).
Город — высшая реальность.
(по Топорову)

Петербургский текст

Слайд 4

А.С. Пушкин. Медный всадник. Пиковая дама. Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Ф.М.

А.С. Пушкин. Медный всадник. Пиковая дама.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести.
Ф.М. Достоевский. Бедные

люди. Двойник. Записки из подполья. Преступление и наказание. Идиот. Подросток.
(по Топорову)

Примеры петербургских текстов

Слайд 5

Борис Зайцев; Иван Шмелев; Михаил Булгаков; Андрей Платонов. Концепция московского текста

Борис Зайцев;
Иван Шмелев;
Михаил Булгаков;
Андрей Платонов.
Концепция московского текста появилась позже,
но и

специфический «московский текст»
представлен произведениями не Золотого,
а Серебряного века русской литературы.

Московский текст

Слайд 6

Региональные тексты: дробление

Региональные тексты: дробление

Слайд 7

Региональные тексты: дробление

Региональные тексты: дробление

Слайд 8

Другие варианты региональных текстов Северный текст; Уральский текст; Кавказский текст и т.д. Отдельно выделяется эмигрантский текст.

Другие варианты региональных текстов

Северный текст;
Уральский текст;
Кавказский текст
и т.д.
Отдельно выделяется эмигрантский текст.

Слайд 9

«застывшее» время; сакральный характер пространства, его мифопоэтическая, сказочная природа; - мотивы

«застывшее» время; сакральный характер пространства, его мифопоэтическая, сказочная природа; - мотивы пути,

поиска, испытания, преображения; - сквозные образы, прежде всего, архетипические — мифопоэтические и фольклорные (море, река, берег, дорога, дом, камень, Лукоморье и др.)».
О каком регионе говорит исследователь?
2/3 статьи исследователь поясняет, что такое «текст» вообще (Бахтин и Лотман упомянуты)

Условность регионального текста

Слайд 10

Кафка не был в Америке; Шекспир не был в Италии; Пушкин

Кафка не был в Америке;
Шекспир не был в Италии;
Пушкин не был

в Египте;
Достоевский не был в Исландии.
СТАВРОГИН. Положим, вы жили на луне, вы там, положим, сделали все эти смешные пакости... Но теперь вы здесь и смотрите на луну отсюда: какое вам дело здесь до всего того, что вы там наделали, и что тамошние будут плевать на вас тысячу лет?
КИРИЛЛОВ. Не знаю, я на луне не был.

Где родился, там и пригодился?

Слайд 11

Указания на топонимы; «Локальные мемы»; Диалектизмы; «Образ (дух) места» (Genius loci);

Указания на топонимы;
«Локальные мемы»;
Диалектизмы;
«Образ (дух) места» (Genius loci);
Пейзаж;
Топос как действующее лицо.

Что

привязывает текст к месту?
Слайд 12

Дискуссионный вопрос, нужно ли отражать на письме особенности фонетики: «гэканье», «оканье»,

Дискуссионный вопрос, нужно ли отражать на письме особенности фонетики: «гэканье», «оканье»,

акценты, диалектизмы вроде «дак да».
Что подумает читатель?
«Это п’осто п’ек’асное, ‘ационаjистичнейшее п’едложение!», — сказал Ленин.
«Бэзусловна так, савэрщенно сагласен», — поддержал Сталин.

Фонетический уровень

Слайд 13

Штампованное: КУРА, ГРЕЧА, БОРДЮР, ПОРЕБРИК, ПАРАДНОЕ Омонимическое: ВЗЯЛ в значении КУПИЛ

Штампованное:
КУРА, ГРЕЧА, БОРДЮР, ПОРЕБРИК, ПАРАДНОЕ
Омонимическое:
ВЗЯЛ в значении КУПИЛ и т.п.
Локальный сленг

(не диалектизмы):
ГОНЯТЬ = 1) носить (одежду); 2) состоять в отношениях

Лексический уровень

Слайд 14

Интересен ли текст, населенный стереотипами? Шел вдоль поребрика, кушая булку под

Интересен ли текст, населенный стереотипами?
Шел вдоль поребрика, кушая булку под дождем…
Повернули

к подъезду Николаича, перекрестившись на Кремль…
И Обь блестела ему и подмигивала, точно живая…
С сопки весело глядел Алёша…

И вновь о стереотипах

Слайд 15

Локальный текст: за и против

Локальный текст: за и против

Слайд 16

Город жив. Практически как Цой

Город жив. Практически как Цой

Слайд 17

Создание позитивного образа через локальный текст чревато появлением официозного текста. Некоторые

Создание позитивного образа через локальный текст чревато появлением официозного текста.
Некоторые делают

это сознательно («благие намерения» или ради грантов разных).
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:
В вашем тексте отсутствует критическое
осмысление пространства?
Текст полон оптимизма относительно
будущего / сетований об утраченном прошлом?
Город больше его горожан?
Если да, то сколько литературы в этом тексте?

Но есть и подвох!

Слайд 18

«все соборы покажу, и Честное-Древо, и Христов Гвоздь, все будешь разуметь.

«все соборы покажу, и Честное-Древо, и Христов Гвоздь, все будешь разуметь.

И на колокольню свожу, и Царя-Колокола покажу, и Крест Харсунской, и с хрустальной, сам Царь-Град прислал. Самое наше святое место, святыня самая»

Практикум: угадайте город (классики)

Слайд 19

«Мне так грустно смотреть иногда на его сырые, огромные стены, на

«Мне так грустно смотреть иногда на его сырые, огромные стены, на

его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые тоже едва сводят зуб об зуб от сырости, на обнаженный мокрый гранит тротуаров, как будто со зла растрескавшийся под ногами прохожих»
«А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым»

Практикум: угадайте город (классики)

Слайд 20

«О том, что это место — дно, Где просто весь рельеф

«О том, что это место — дно,
Где просто весь рельеф знакомый.
Твой

мозг и «микраши» — одно,
А «Оборона» — икс искомый.
Вид Зареки: простор саднит,
Как будто там — за окоемом,
Откроется чудесный вид,
Где воспаришь освобожденный»

Практикум: угадайте город (современники)

Слайд 21

«Подняв своё измученное тело, как из капкана вылезшая мышь, по Малышева

«Подняв своё измученное тело,
как из капкана вылезшая мышь,
по Малышева

шляясь ошалело,
ты думаешь: всё кончено, малыш...
Не поняли тебя, не оценили,
прогнав метафизическим пинком…
В унынье ты заходишь в пиццу-мию,
заказываешь крылышки с пивком... »

Практикум: угадайте город (современники)

Слайд 22

«Спортивная, восемь. Жилая многоэтажка. Кузьмич выбивалкой охаживает ковёр, в зубах у

«Спортивная, восемь. Жилая многоэтажка. Кузьмич выбивалкой охаживает ковёр, в зубах у него самокрутка,

в кармане - фляжка - заначка, удачно припрятанная. Во двор выходят Алёшка и следом - сестра Наташка, что нянчится с ним от рождения до сих пор. Идут до песочницы молча. Алёшка плачет. Алёшке семь лет, и в руке у него светляк.»

Практикум: угадайте город (современники)

Слайд 23

Иллюзорно («Чапаев и пустота»); «Церебрально» (постконцептуализм); Универсально (не обязательно массовая литература):

Иллюзорно («Чапаев и пустота»);
«Церебрально» (постконцептуализм);
Универсально (не обязательно массовая литература):
«Я знал, что

защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок – и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой, и даже кота Архипа»
(Паустовский)
В каждом из случаев наблюдается разрушение хронотопа — но не всегда сознательное.

Возможно ли «отвязать» текст от места?

Слайд 24

Лишение текста «почвы» лишает и читателя впечатлений, вызывая вопросы: Где это

Лишение текста «почвы» лишает и читателя впечатлений, вызывая вопросы:
Где это происходит?
Когда

это происходит (эпоха, время года и т.д.)?
Знает ли автор, о чем говорит?

Пространство «заземления»

Слайд 25

«Изображение воспринимается не последовательно во времени, но одновременно, как в пространственном

«Изображение воспринимается не последовательно во времени, но одновременно, как в пространственном

искусстве»;
«Писатели в идеале рассчитывают на то, что читатель воспримет их произведения не в хронологическом, а в пространственном измерении, в застывший момент времени»
(по Джозефу Фрэнку)

Пространственная форма*

* «пространственная форма» — свойство организации модернистского текста. Фрэнк применял его к Джойсу, Прусту, Паунду, Элиоту и др. Она связана с монтажом и точкой зрения в нарратологич. смысле