Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Ключевые женские образы в романе (Наташа, Марья, Элен)

Ключевые женские образы в романе (Наташа, Марья, Элен)

Слайд 4

Идеал женщины Из каких качеств складывается идеальный образ женщины в произведениях

Идеал женщины

Из каких качеств складывается идеальный образ женщины в произведениях в

русской литературы? Приведите примеры героинь?
Например, Татьяна («Евгений Онегин» А.С.Пушкина) , Марфа Тимофеевна («Кому на руси жить хорошо» Н.А.Некрасова) и пр. Идеал женщины , как правило, - с «русская душой», сильная натура, искренняя, умеющая любить, сильная и свободная способная ради достижения высокой цели на самопожертвовании.
Л.Н.Толстой утверждает, что счастье женщины заключается не в умственной или общественной деятельности, а в «интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери».
Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
хранительницу очага, основу семьи;
нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом*, понимание проблем общества (патриотизм);
естественность;
движение души.
Слайд 5

Сравнительная таблица Имя Наталья – русское имя, что подчеркивает простоту Натальи,

Сравнительная таблица

Имя

Наталья – русское имя, что подчеркивает простоту Натальи, близость ее

к народным традициям. 

Марья (Мария) –русское имя, которое встречается в народных сказках, а также оно ассоциируется с именем святой (Дева Мария), подчеркивает ее веру в Бога.

Элен – имя Елена, произнесенное на французский манер, что говорит об отдаленности ее от традиций русского народа.

Слайд 6

Сравнительная таблица Порт- рет Портрет Натальи Легкость, открытость, простодушие, искренность Портрет

Сравнительная таблица

Порт-
рет

Портрет Натальи

Легкость, открытость, простодушие, искренность

Портрет Марьи

Внутренняя красота (глаза – зеркало

души),
доброта сердца,
смирение

Портрет Элен

Внешняя красота,
статичность («каменность»),
нарциссизм

Речь

Речь Натальи

Эмоциональность, ласковость, что говорит о ее добром нраве, простоте,
Восторженность.

Речь Марьи

любит своих близких,
обращается ласково, много положительно окрашенных слов, верующий человек, часто говорит о Боге, о вере.

Речь Элен

говорит мало, часто на французском языке, т.к. не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа; любования собой, привязанность к светскому обществу.

Слайд 7

Сравнительная таблица Любовь От легкомысленных увлечений через душевные испытания к глубокому

Сравнительная таблица

Любовь

От легкомысленных увлечений через душевные испытания к глубокому чувству любви.

От

начального самоотречения через жизненные испытания к светлому крепкому чувству

От корыстного интереса через интриги и любовные увлечения к пустоте (смерти)

Роль в романе

Подчеркнуты национальные черты русских женщин: душевная чуткость и щедрость, любовь, пробуждающая лучшее в других, человечность, самопожертвование, самоотдача.

«Пустоцвет»

Слайд 8

«Форма и содержание» В одной из глав «Войны и мира» Лев

«Форма и содержание»

В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой

высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории, в зависимости от того, что в них преобладает: форма или содержание. Толстой не любил ни людей, ни явлений, в которых главное – форма. Он не любил высшее общество с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни. Они ему не интересны, потому что в их роскошной оболочке нет ни жизни, ни движения. В его любимых героях содержание преобладает над формой. Автор часто подчеркивает некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляя читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.
Слайд 9

Наташа Ростова (портрет) "...Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка,

Наташа Ростова (портрет)

"...Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с

своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..."
(в 13 лет)
Слайд 10

Марья Болконская(портрет) "... некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда

Марья Болконская(портрет)

"... некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные,

теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало <...> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты..."
Слайд 11

Элен Курагина (портрет) "...высокая красивая дама, с огромной косой и очень

Элен Курагина (портрет)

"...высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными

белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем…
"...поворачивая свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен...«
"...Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем..."
Слайд 12

Наташа Ростова (речь) – Мавруша, скорее, голубушка! (обращение к горничной) –

Наташа Ростова (речь)

– Мавруша, скорее, голубушка! (обращение к горничной)
– Папа, ты как

хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки. 
- Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем   говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? <…> А он такой умный и такой хороший, - говорила Наташа... - Ты,   Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня.
- А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной!   -- сказала вдруг Наташа, останавливаясь. -Мне очень весело!
Слайд 13

Марья Болконская (речь) - Мне сказали, что ты велел закладывать, --

Марья Болконская (речь)

- Мне сказали, что ты велел закладывать, -- сказала

она, запыхавшись   (она, видно, бежала), -- а мне так хотелось еще поговорить с тобой наедине.   Бог знает, на сколько времени опять расстаемся. Ты не сердишься, что я  пришла? Ты очень переменился, Андрюша…
- Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет,   Аndré! Ты не забудь, что она воспитана и выросла в свете. И потом ее   положение теперь не розовое. Надобно входить в положение каждого. Ты подумай, каково ей,  бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться   одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело.
-О, нет! Она очень милая и добрая, а главное – жалкая девушка…
- Андрюша, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его   не будешь снимать. Обещаешь?