Потомок Акакия Акакиевича или новый тип героя русской литературы? “Маленький человек” Ф. М. Достоевского

Содержание

Слайд 2

Этапы работы над проектом Составление плана деятельности; Обсуждение возможных источников информации;

Этапы работы над проектом

Составление плана деятельности;
Обсуждение возможных источников информации;
Поиск определения типа

в словаре;
Выявление сходств и отличий с гоголевской традицией изображения “м. ч”;
Работа с ономастическими материалами;
Определение роли Вареньки в преображении “Акакия Акакиевича” Достоевского;
Выяснение отношения автора к герою;
Выводы.
Слайд 3

“Маленький человек” — это обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что

“Маленький человек” — это

обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они

занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).
(ЛЭС)
Слайд 4

“Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…” Ф. М. Достоевский Федор Михайлович

“Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…”
Ф. М. Достоевский

Федор Михайлович Достоевский -

один из крупнейших писателей второй половины 19-го века, который посвятил свои произведения проблеме “униженных и оскорбленных” людей (“Бедные люди” 1846 г., “Белые ночи” 1848 г., “Униженные и оскорбленные” 1861 г., “Преступление и наказание” 1866 г., “Идиот” 1868 - 1869 г. г.), центральным персонажем которых является “маленький человек”.
Слайд 5

Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия Д. Чалый:

Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия

Д. Чалый:

«Первый роман Достоевского «Бедные люди» всецело посвящен жизни «маленького человека». Роман является как бы продолжением истории Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина».
Слайд 6

Критики 1840-х годов, обратив внимание на историко-генетическую связь «Бедных людей» с

Критики 1840-х годов, обратив внимание на историко-генетическую связь «Бедных людей» с

повестью «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, отметили, что литературным прототипом Макара Девушкина послужил Акакий Акакиевич — главный герой повести. В одном из писем Вареньке, рассказывая о страхе осуждения окружающими, Девушкин пишет: «…По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу… но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?»

Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия

Слайд 7

Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия В отличие

Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия

В отличие от

Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевский раскрывает внутренний мир своего героя перед читателями, обнажает его переживания. Главное открытие Достоевского в том, что он впервые обращает внимание на просыпающееся самосознание «маленького человека». Отказавшись от сатиры, он придает этому типу сложный психологический рисунок.
Слайд 8

Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия Макар Девушкин,

Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия

Макар Девушкин, как

и герой Н. В. Гоголя, занимает низкооплачиваемую, далеко не почетную должность: это мелкий чиновник средних лет, у которого нет шансов сделать карьеру; он жалок с точки зрения окружающих его людей. Но, в отличие от Акакия Акакиевича, в его мыслях — забота о близких, стремление помочь им, несмотря на снедающую его бедность.
Слайд 9

Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия Различия между

Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия

Различия между героями

проявляются и на ономастическом уровне:
имя Акакий означает “не делающий зла”; фамилия Башмачкин — предметная: это забитый, бессловесный герой, не способный отстоять свою честь;
имя Макар — “счастливый, блаженный”; фамилия Девушкин — личностная, “живая”: это герой с тонкой, глубокой натурой, способный на самопожертвование, рефлексию.
Слайд 10

Роль Вареньки в преображении “Акакия Акакиевича” Достоевского Макар Девушкин влюблен в

Роль Вареньки в преображении “Акакия Акакиевича” Достоевского

Макар Девушкин влюблен в Вареньку

Доброселову, и это чувство — любовь — придает его жизни особый смысл, наполняет ее радостью и горем.
Варенька словно “оживила” героя, вернула ему чувство к жизни. Он открывает в себе новые таланты, меняет свое отношение к самому себе, забывает о своих бедах. Помогая Вареньке, он жертвует всем своим состоянием во имя любви к ней. Так “Маленький человек” у Достоевского становится чем-то бóльшим, чем гоголевский герой.
Слайд 11

Отношение Ф. М. Достоевского к своему “маленькому человеку” Писатель считал, что

Отношение Ф. М. Достоевского к своему “маленькому человеку”

Писатель считал, что «маленький

человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди» — это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Достоевский изображает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Акакий Акакиевич.
Слайд 12

Отношение Ф. М. Достоевского к своему “маленькому человеку” Показательно то, что

Отношение Ф. М. Достоевского к своему “маленькому человеку”

Показательно то, что автор

использует дневниковую запись для раскрытия образа Макара Девушкина: мелкий чиновник представляет нам исповедь своей большой души. Достоевский позволяет своему герою самоутвердиться посредством его помощи Вареньке: он больше не бедняк, ищущий деньги на пропитание. Автор романа вкладывает в свое произведение гуманистический пафос: каждый человек - Человек!
Слайд 13

Выводы • Макар Девушкин не смешная, а скорее трагическая фигура. Он

Выводы

• Макар Девушкин не смешная, а скорее трагическая фигура. Он впервые

осознает себя «маленьким человеком», задумывается над своей жизнью, начинает анализировать свои чувства.
• Достоевский внес новое в образ «маленького человека»: он показал новые возможности подхода к этому литературному типу. Усвоение пушкинских и гоголевских традиций позволило Достоевскому уделить не столько развитию уже известного типа, сколько его углублению. Девушкин, оставаясь еще униженным и бесправным, научился мыслить, анализировать свои переживания, любить и страдать, т. е. стал человеком.