Презентация на тему "Символы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"" - скачать презентации по Литературе

Содержание

Слайд 2

Тема: Символы в романе «Преступление и наказание» Цель: рассмотреть символику «Преступления

Тема: Символы в романе «Преступление и наказание»
Цель: рассмотреть символику «Преступления и

наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского
Задачи:
1.разобраться в «лаборатории символов»;
2. проанализировать и выделить роль символов по их значению;
3. проследить, как значения символов соответствуют развитию сюжета и изменению состояния героя.
Гипотеза: доказать, что символы в произведении служат для утверждения мысли Достоевского о том, что «Основная мысль всего искусства … мысль христианская и высоконравственная; формула ее – восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств. Эта мысль – оправдание униженных и всеми отринутых парий общества».
Актуальность: это на данном этапе остро современная книга, показавшая всеобщий идейный и социальный раскол, страшное падение личности и нравственности в пореформенном русском обществе, каким оно было во времена Достоевского и каким оно является сейчас.
Слайд 3

Старые серебряные часы.. на обратной стороне был изображен глобус фамилия топор

Старые серебряные часы.. на обратной стороне был изображен глобус

фамилия

топор

часы отца

губительные

Старые

серебряные часы.. на обратной стороне был изображен глобус

Но как только он опустил топор… родилась в нем сила

Слово “Раскольников” и нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”.

Слайд 4

4 4 4 7 числовые Квартира жертвы находится на четвёртом этаже

4

4

4

7

числовые

Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания.
Он вошёл в

эту комнату (четвёртую по порядку)

В трёх шагах стреляет Дуня. «Вот три пятипроцентные билета»

«Старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.»
Сам роман семичленен (6 частей и эпилог)
Первые две части состоят из семи глав каждая.

«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».

3

11

: «Я поздно…
Одиннадцать часов есть?»

Слайд 5

жолтый цветовые жолтый красный зеленый ... "Мебель вся очень старая из

жолтый

цветовые

жолтый

красный

зеленый

... "Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки

в желтых рамках..."

На ней был ее..бурнус и зеленый платок

Стояла укладка, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки".

Слайд 6

пространственные Угол России город порог Переступил через порог угол «я тогда к себе в угол забился»

пространственные

Угол России

город

порог

Переступил через порог

угол

«я тогда к себе в

угол забился»
Слайд 7

Город –трущоба. Город – сказка. Униженные и оскорбленные Город – чудовище.

Город –трущоба.
Город – сказка.

Униженные и

оскорбленные

Город – чудовище.
Город – дворец.

Петербург - символ

страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
Слайд 8

Петербург – город контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность. Петербург

Петербург – город контрастов.
Пышность и серость, богатство и бедность.
Петербург великолепных

дворцов и подвалов, чердаков грязных домов.
Город замкнут, чудовищно болен,
больны его обитатели.
Город - зловещий демон, ищущий грешные души.
Слайд 9

пространственные Угол России город порог Переступил через порог угол комната- шкаф

пространственные

Угол России

город

порог

Переступил через порог

угол

комната- шкаф

Каморка походила на

шкаф

«я тогда к себе в угол забился»

Слайд 10

пространственные Угол России город порог Переступил через порог угол лестница Герои

пространственные

Угол России

город

порог

Переступил через порог

угол

лестница

Герои “мечутся” по лестнице

жизни

комната- шкаф

Каморка походила на шкаф

«я тогда к себе в угол забился»

Слайд 11

Лестница была темная, узенькая, крутая, сырая, грязная и вся в помоях.

Лестница была темная, узенькая, крутая, сырая, грязная и вся в помоях.

Опять тот же сор, те же скорлупы, опять те же кухни, из которых несет чад и вонь.
На всех поворотах нагромождена была бездна всякого жилищного хлама. Так что чужой, попавши на эту лестницу, принуждаем был по ней с полчаса путешествовать, рискуя сломать себе ноги…
Слайд 12

"Прими, батюшка, ради Христа". спасительные Евангелие двугривенный два креста спасительные "Прими,

"Прими, батюшка, ради Христа".

спасительные

Евангелие

двугривенный

два креста

спасительные

"Прими, батюшка, ради Христа".

Он сам

попросил Евангелие у ней незадолго до болезни

Кипарисный, т .е.простонародный – это мой; у меня медный – это Лизаветин

Слайд 13

«Я за своими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекресток

«Я за своими крестами, Соня.
Сама же ты меня на перекресток

посылала»
«Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе! И точно, я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берешь, - покажи-ка?
«Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть»,
Надеть как символ покаяния и крестной ноши искупления.
Слайд 14

Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет,

Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет,

оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек.

Марфа говорит: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день.
Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой

Тогда взяли камень. Иисус…воззвал громким голосом: Лазарь выходи.

Евангелие от Иоана 11// 23, 41

Слайд 15

Анализируя произведение, я убедилась, что символы несут в себе огромную нагрузку,

Анализируя произведение, я убедилась, что символы несут в себе огромную нагрузку,

помогая нам лучше понять то или иное событие, осознать авторский замысел.
Символы в художественном произведении имеют особое значение: как правило, они заключают в себе жизненные взгляды, представления, осмысления писателем философских проблем и их взаимосвязь с всеобщим мировым ходом.
Несмотря на то, что определенная часть символов может быть заимствованной, они наполняются сугубо индивидуальным смыслом, в чем и заключатся их значимость.