Проблема литературного развития школьников в процессе обучения. Тема №4

Содержание

Слайд 2

Содержание Литературное развитие школьников как научная проблема. Методы исследования процесса литературного

Содержание

Литературное развитие школьников как научная проблема.
Методы исследования процесса литературного развития школьников.
Критерии

литературного развития.
Понятие сдвига в литературном развитии.
Методы и приёмы развития литературной компетентности.
Тип личности читателя.
Слайд 3

Литература Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова. – М.:

Литература

Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова. – М.: Академия, 2000.
Лавлинский

С.П. Технология литературного образования: коммуникативно-деятельностный подход. - М., 2003.
Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.,1976.
Слайд 4

В настоящее время в педагогике, методике, социологии, книговедении появляется все больше

В настоящее время в педагогике, методике, социологии, книговедении появляется все больше

понятий, связанных с чтением:

читательская компетентность,
читательское развитие,
читательская культура,
литературная компетентность,
литературное развитие

Слайд 5

Термин «развитие» в отечественной науке отражает как процесс, так и результат

Термин «развитие» в отечественной науке отражает как процесс, так и результат

целенаправленной деятельности, выраженный определенными количественными и качественными изменениями в составе личности и указывает на непрерывность деятельности – на дальнейшее саморазвитие личности; термин «компетентность» в большей степени выражает определенное сформировавшееся качество действий, результат целенаправленного развития.
Слайд 6

Категории «читательская компетентность» и «читательское развитие» связаны со всеми видами печатных

Категории «читательская компетентность» и «читательское развитие» связаны со всеми видами печатных

текстов, понятия литературное развитие и литературная компетентность имеют отношение только к чтению художественных текстов. Таким образом, данные
понятия значительно уже.
Слайд 7

Понятия «литературное развитие» и «литературная компетентность» соотносятся с понятиями «читательское развитие»

Понятия «литературное развитие» и «литературная компетентность» соотносятся с понятиями «читательское развитие»

и «читательская компетентность» как часть и целое.
В более широком контексте понятие «читательская компетентность» рассматривается как одна из составляющих культурной компетентности и в этом значении говорят о читательской культуре, которая, в свою очередь, является значимым компонентом гуманитарной культуры личности.
Слайд 8

Читательская компетентность - совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать,

Читательская компетентность -

совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать

информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
(Национальная программа поддержки и развития чтения (Россия)
Слайд 9

Читательская компетентность - способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на

Читательская компетентность -

способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном

уровне;
умение вступать в диалог "автор - читатель", погружаться в переживания героев;
понимание специфики языка художественного произведения.
Слайд 10

Понятие «читательская компетентность» тесно связано с понятием «функциональная грамотность», при этом

Понятие «читательская компетентность» тесно связано с понятием «функциональная грамотность», при этом

«речь идет не о технике чтения, а о способности индивида читать, чтобы приобретать новые знания, помогающие в практической жизни и в дальнейшем обучении».
(Орлова,Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности. - М., 2008)
Слайд 11

Понятие «читательское развитие» включает читательскую деятельность, сознание и общение, направленность личности

Понятие «читательское развитие» включает читательскую деятельность, сознание и общение, направленность личности

читателя; опыт, психологические формы отражения, биопсихические свойства и другие понятия» и представляет собой «закономерные количественные и качественные изменения в личности читателя»
(Бородина, В.А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореф. дисс.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. – СПб., 2007.)
Слайд 12

Литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание

Литературная компетентность –

восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности

литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей.
Слайд 13

Литературная компетентность мотивационная личностная когнитивная установки на чтение, желание заниматься литературным

Литературная компетентность

мотивационная

личностная

когнитивная

установки на чтение,
желание заниматься литературным творчеством,
интерес к литературе,
положительное

эмоционально-окрашенное отношение к чтению.

читательский опыт,
знания из теории литературы,
осознание специфики художест­венного языка и индивидуального стиля художника,
наличие фоновых знаний (знание смежных отраслей),
интегративное восприятие художественного явления в рамках мирового литературного процесса.

умение образно мыслить,
используя ассоциативные связи,
осознавать подтекст произведения,
оценивать поступки и действия героев,
предусмат­ривать дальнейшее развитие событий,
давать самостоятельную критическую оценку литературных произведений,
использовать учебный литературный материал в новых учебных ситуациях.

художественные способности,
эстетическая чувственность,
творческое воображение,
способность к глубокому осознанию идейно-эмоцио­нальной структуры худ. произведения,
диалогическое мышление.

текст

текст

деятельностная

Слайд 14

Литературное развитие - процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова,

Литературное развитие -

процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова,

сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе, при усвоении уч. курса лит-ры, и в широком внешкольном общении с искусством .
Слайд 15

Литературное развитие - развитие специальное, необходимое для деятельности в сфере словесного

Литературное развитие -

развитие специальное, необходимое для деятельности в сфере словесного

искусства (собственно творческой и воспроизводящей, читательской деятельности), глубоко и всесторонне связано с общим умственным развитием.
Слайд 16

Литературное развитие - процесс качественных изменений способности мыслить словесно-художественными образами, выявляющийся

Литературное развитие -

процесс качественных изменений способности мыслить словесно-художественными образами, выявляющийся и

в читательском восприятии, и в собственно литературном творчестве.
Слайд 17

Цель литературного развития - «развитие психических процессов, составляющих структуру и обусловливающих

Цель литературного развития -

«развитие психических процессов, составляющих структуру и обусловливающих сложную

деятельность читательского восприятия, и шире– формирующих богатство и индивидуальное своеобразие личности читателя-школьника»:
наблюдательности и воображения, широкой сферы чувств, логической и эмоциональной памяти, творческих (литературных) способностей»
Н.Д. Молдавская
Слайд 18

Цель литературного образования - «не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное

Цель литературного образования -

«не только интеллектуальное освоение,
но и эмоциональное присвоение

гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми»
В.Г. Маранцман
Слайд 19

Молдавская впервые выдвинула критерии литературного развития обучающихся: начитанность ученика, его читательский

Молдавская впервые выдвинула критерии литературного развития обучающихся:

начитанность ученика, его читательский

опыт;
художественный вкус, эстетическая идеология как показатель художественного развития ученика;
умение видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ;
наличие психических процессов – процессов восприятия текста (наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоциональная и образная память, чувство поэтического слова, эстетическое отношение к произведению).
Слайд 20

Отечественные психологи рассматривают способность как сложную, синтетическую, индивидуально-психологическую особенность человека, определяющую

Отечественные психологи рассматривают способность

как сложную, синтетическую, индивидуально-психологическую особенность человека, определяющую

его пригодность к той или иной деятельности.
Слайд 21

Способности как свойства личности рассматриваются всеми отечественными психологами (несмотря на их

Способности как свойства личности

рассматриваются всеми отечественными психологами (несмотря на их частные

разногласия) в непосредственной связи с деятельностью. Более того, в отличие от других свойств личности способности не только проявляются и формируются в определенной деятельности, но вне соответствующей деятельности они вообще не существуют. Поэтому так важна организация деятельности учащегося в процессе обучения, так важно предопределять многообразие ее видов с тем, чтобы вызвать к жизни потенциальные способности и превратить их в актуальные.
Слайд 22

Основные компоненты литературных способностей: впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений

Основные компоненты литературных способностей:

впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений деятельности;


поэтическая зоркость;
хорошая ("цепкая") память;
способность силы мышления и воображения создавать новые оригинальные образы и сюжеты;
легкость возникновения творческого состояния, в частности сопереживания;
богатство словарного запаса и чувство языка;
ассоциативное богатство слова, то есть богатство словесных ассоциаций.
В.П.Ягункова
Слайд 23

Методы исследования литературного развития: метод длительного целенаправленного наблюдения; экспериментальное изучение литературных

Методы исследования литературного развития:

метод длительного целенаправленного наблюдения;
экспериментальное изучение литературных способностей;
метод

«срезов»;
анализ продуктов творческой деятельности;
анализ процесса творческой деятельности;
метод экспертных оценок - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия между членами экспертной группы и др.
Слайд 24

Оцените стихи десятилетней девочки: БАБУШКЕ В нашем доме бабушка- Добрая хозяюшка:

Оцените стихи десятилетней девочки:

БАБУШКЕ
В нашем доме бабушка- Добрая хозяюшка: Раньше мамы встанет, Кашку

утром сварит.
А в обед такой борщец- Позавидует отец! Ей на месте не сидится- На все руки мастерица.
Её руки золотые, Её волосы седые- Все достойно уваженья В ее годы без сомненья.
Я люблю свою бабулю, Обниму ее родную, Поцелую крепко-крепко, Жаль, что видимся мы редко.
Слайд 25

Автор стихотворения “Бабушке” перечисляет достоинства родного человека, лексика проста, отсутствуют красота

Автор стихотворения “Бабушке” перечисляет достоинства родного человека, лексика проста, отсутствуют

красота художественного слова и пластика – рифмованное стихотворение, непосредственное, детское.
Но в то же время в стихотворении есть все, что необходимо для поэтического произведения: образ, рифма и размер стихосложения.
Слайд 26

Оцените стихи двенадцатилетней девочки и сравните с предыдущими: ТВОЯ ДОЧЬ Лучше

Оцените стихи двенадцатилетней девочки и сравните с предыдущими:

ТВОЯ ДОЧЬ
Лучше мамы

нет на свете- Знает каждый на планете. И сейчас в минуту эту Я хочу тебе заметить,
Что любовь и взгляд твой нежный Помогает быть прилежной. Я хочу во всем помочь- Вот какая твоя дочь!
И хочу, чтоб мной гордилась За успехи, не сердилась Очень часто на меня, Потому что я твоя!
Слайд 27

Для автора стихов “Твоя дочь” важнее всего выразить свою нежность к

Для автора стихов “Твоя дочь” важнее всего выразить свою нежность

к маме и подчеркнуть родство не только внешнее, но и родство внутреннее: поступки. Стихотворение не кажется простым по содержанию, хотя и не богато литературной формой. Но какой замечательный вывод в конце стихотворения, сколько эмоций! Главное для девочки - передать в тексте задушевность и интонацию.
Слайд 28

Оцените стихи, которые написала девочка четырнадцати лет. Сравните с предыдущими: Маме

Оцените стихи, которые написала девочка четырнадцати лет. Сравните с предыдущими:

Маме
Проходят

дни, летят сквозь вечность, И мы становимся взрослей. И в круговерти бесконечной Лишь матери любовь сильней.
Она всегда со мною рядом: Совет мне даст, слезу утрет, По голове меня погладит, “Люблю тебя”,- произнесет.
Ее слова, прикосновенья, Она сама – дороже нет. И имя ласковое – мама Мне излучает только свет!
Слайд 29

Стихотворение третьей девочки очень отличается от двух предыдущих более серьезным осмыслением:

Стихотворение третьей девочки очень отличается от двух предыдущих более серьезным

осмыслением: для нее мама в жизни значит очень много. Для того чтобы подчеркнуть роль мамы, девочка умело использует художественные средства языка, усиливающие богатство речи, способность подчеркнуть главные достоинства родного человека. Ритм произведения четкий, интонация мелодичная – и это тоже выражение определенных эмоций.
Слайд 30

Диагностируемые сферы литературного развития обучающихся: 1.Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.

Диагностируемые сферы литературного развития обучающихся:

1.Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.
2.Уровень

читательского восприятия.
3.Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.
4.Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.
5.Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.
6. Уровень развития речи и литературно-творческие способности.
Слайд 31

Задания для диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

Задания для диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

Слайд 32

Задания для диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

Задания для диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

Слайд 33

Задания для диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

Задания для диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

Слайд 34

Задания для диагностики уровня читательского восприятия

Задания для диагностики уровня читательского восприятия

Слайд 35

Задания для диагностики умений актуализировать социально-нравственную проблематику

Задания для диагностики умений актуализировать социально-нравственную проблематику

Слайд 36

Задания для диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации

Задания для диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации

Слайд 37

Вопросы и задания для диагностики объёма теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе

Вопросы и задания для диагностики объёма теоретико-литературных знаний и умения применять

их в анализе
Слайд 38

Задания для диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей

Задания для диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей

Слайд 39

Выявление динамики литературного развития учащихся на основе диагностики

Выявление динамики литературного развития учащихся на основе диагностики

Слайд 40

Динамика развития эмоционально- художественных качеств учащихся

Динамика развития эмоционально- художественных качеств учащихся

Слайд 41

Как определить уровень эмоционально-художественных качеств обучающихся? Для диагностики и развития литературных

Как определить уровень эмоционально-художественных качеств обучающихся?

Для диагностики и развития литературных умений

старшеклассников возможны задания, определяющие уровень эмоционально-художественных качеств учащихся.
Слайд 42

Эти виды заданий можно использовать как для диагностики и контроля, так

Эти виды заданий можно использовать как для диагностики и контроля, так

и для обучения, например:

— Какую “киноленту” образов вы представляете, читая стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило…»? Опишите детали этой картины. (Творческое воображение и наглядная образность восприятия.)
— Определите звуковую гамму и цветовой колорит стихотворения Бунина «Бушует полая вода…». (Способность воспринимать звуковые и цветовые образы.)
— Укажите основу для переносного значения слов в метафоре Пастернака «Я клавишей стаю кормил с руки…». (Эмоциональная острота и чуткость восприятия образной речи.)
— Почему свои связи с декабристами Пушкин выражает в форме пересоздания мифа об Арионе? (Логика превращения факта жизни в факт искусства.)

Слайд 43

— Сопоставьте два перевода Лермонтовым стихотворения Гейне: «На севере диком стоит

— Сопоставьте два перевода Лермонтовым стихотворения Гейне: «На севере диком стоит одиноко…»

и «На хладной и голой вершине…». Какая из редакций ближе подлиннику? Как изменил смысл текста Лермонтов, если учесть, что в немецком языке слово “сосна” мужского рода? (Определение динамики творческого процесса писателя.)
— Почему в романе «Отцы и дети» первый портрет Базарова даётся через восприятие Павла Петровича Кирсанова? (Видение авторской позиции.)
— В чём многозначность названия стихотворения Лермонтова «Нищий»? (Выявление смысла структурных элементов текста.)
— Сопоставьте «Казачью колыбельную песню» Лермонтова с «Колыбельной песней» Некрасова? Как авторский замысел влияет на стилистику каждого текста? (Навыки сравнительного анализа.)

Эти виды заданий можно использовать как для диагностики и контроля, так и для обучения, например:

Слайд 44

Стремясь обеспечить литературное развитие учащихся в процессе обучения, надо развивать наблюдательность,

Стремясь обеспечить литературное развитие учащихся в процессе обучения, надо развивать

наблюдательность,
воссоздающее

воображение,
способность к сопереживанию,
эмоциональную и образную память,
чувство поэтического слова,
формировать у них эстетическое отношение к читаемому литературному произведению и др.
Слайд 45

При таком подходе к литературному развитию обеспечивается не только формирование необходимых

При таком подходе к литературному развитию обеспечивается не только формирование необходимых

умственных действий, но и обогащение личности читателя: его мировоззрения, художественного вкуса, интересов, склонностей, духовных потребностей, его способности мыслить словесно-художественными образами.
Слайд 46

Цель компетентностно-ориентированного литературного образо­вания в основной школе обусловливает необходимость решения таких

Цель компетентностно-ориентированного литературного образо­вания в основной школе обусловливает необходимость решения таких заданий:

формирование

представления о специфике художественной литературы как виде искусства;
ознакомление с вершинными образцами русского словесного творчества;
формирование стойкой мотивации и потребности в самос­тоятельном чтении произведений русской литературы;
формирование умений анализа и интерпретации русской литературной классики и современных художественных произведений;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления, культуры полемики, познавательных интересов обучающихся в процессе изучения русской литературы;
обогащение духовного мира, эстетического вкуса, формирование гуманистического мировоззрения учеников.
Слайд 47

Приоритетными методами развития литературной компетент­ности учеников основной школы должны быть репродуктивно-творческий

Приоритетными методами развития литературной компетент­ности учеников основной школы должны быть репродуктивно-творческий

и исследовательский, а характер учебной деятельности на уроках русской литературы ― способствовать формированию логического мышления учеников-подростков, умению аргументи­ровать свои суждения о художественном произведении и поступках героев.
Слайд 48

Виды деятельности учеников на уроках литературы, методы и приемы работы над

Виды деятельности учеников на уроках литературы, методы и приемы работы над художественным

текстом могут быть такими:

интригующее начало урока,
репродуктивная и эвристическая беседа,
школьная лекция с элементами беседы,
прием комментированного чтения,
составление устной и письменной простой или сравнительной характеристики героев,
сопоставление прототипа и художественного образа,
сопоставление художественного произведения с его экрани­зацией или театральной постановкой,
чтение художественного произведения в лицах или инсценизация его отрывков.

Слайд 49

Задание Найти в разработанных уроках примеры заданий (одно-два), способствующих развитию литературной компетентности

Задание

Найти в разработанных уроках примеры заданий (одно-два), способствующих развитию литературной компетентности


Слайд 50

В настоящее время психологический подход к дифференциации читателей основывается, в основном,

В настоящее время психологический подход к дифференциации читателей основывается, в основном,

на таких факторах, как, мотив чтения, читательская направленность, уровень культуры чтения и др.

Необходимо отметить, что проблема дифференциации, выделения читательских типов оказалась чрезвычайно сложной и до сих пор не нашла своего полного решения. Наиболее подробно описаны типы читателей художественной литературы.

Слайд 51

Значительным вкладом в разработку типологии читателей художественной литературы стала классификация И.Е.Рыскина,

Значительным вкладом в разработку типологии читателей художественной литературы стала классификация И.Е.Рыскина,

предложенная еще в 30-х гг., в которой в качестве ведущего критерия рассматривались этапы развития читательской культуры. Автор исходил из двух показателей:
а) что ищет читатель в художественном произведении, что он считает главным достоинством и кладет в основу своей оценки произведения;
б) анализирует ли читатель прочитанное произведение и если да, то какие именно стороны произведения он анализирует.
Слайд 52

В соответствии с уровнем культуры чтения выделяются 3 группы читателей: 1

В соответствии с уровнем культуры чтения выделяются 3 группы читателей:

1 группа

– читатели, которых в произведении больше всего интересует сюжетно-фабульная сторона. Они ищут в книге изображения сильных чувств, предпочитают книги, которые вызывают ответные эмоции. У читателей явно преобладает установка на развлекательный тип чтения, они неразборчивы в выборе литературы, не имеют способности к анализу произведения, к самостоятельным оценкам и суждениям.
2 группа – читатели, для которых характерна познавательная направленность эстетического восприятия и способность обдумывать, анализировать прочитанное произведение.
3 группа – отличается от предыдущих высокой эстетической культурой, пониманием художественных достоинств произведения, умением анализировать прочитанное.
Слайд 53

Авторы современных типологий С.И.Трубников, Л.И.Беляева и другие анализируют читательскую деятельность в

Авторы современных типологий С.И.Трубников, Л.И.Беляева и другие анализируют читательскую деятельность в

более широком диапазоне многообразных проявлений. С.И.Трубников выделяет следующие типы читателей художественной литературы:

Первый тип – читатели с неопределившимся вкусом. Их характеризует случайность и хаотичность выбора книг, неопределенность литературно-художественных интересов. Типичный запрос таких читателей: «Дайте что-нибудь интересное»;
Второй тип – читатели с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса. У этих читателей ярко выражена односторонность выбора литературно-художественных произведений (только про шпионов, только про любовь, только про войну);
Третий тип – читатели с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон вкуса. Читателей этого типа также характеризует односторонность (тематическая, жанровая и т.д.) выбора литературно-художественных произведений для чтения, но при этом они обладают относительно развитой способностью оценивать произведения, извлекать уроки из ошибок выбора.

Слайд 54

Четвертый тип – читатели с разносторонними интересами и относительно неразвитыми другими

Четвертый тип – читатели с разносторонними интересами и относительно неразвитыми другими

сторонами литературно-художественного вкуса («эклектичный вкус»). Для этого типа характерна большая активность в выборе литературно-художественных произведений.
Пятый тип – читатели с негармонически развитыми сторонами литературно-художественного вкуса. Они отличаются активностью выбора произведений, широтой и разносторонностью интересов к литературе. Для их чтения в целом характерна хаотичность, неустойчивость интересов, но даже в их интересах можно наблюдать отсутствие должного единства и согласованности.
Шестой тип – читатели с относительно гармоничным развитием всех существующих сторон литературно-художественного вкуса. Эту группу характеризуют широта, разносторонность и целенаправленность выбора.
Слайд 55

Анализ типологий ясно показывает их условность. Очевидно, что читательская аудитория весьма

Анализ типологий ясно показывает их условность. Очевидно, что читательская аудитория весьма

сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения. Пока очевидно, что единой универсальной классификации, о которой мечтал Н.А.Рубакин, быть, видимо, не может, однако, некоторые читательские характеристики являются общими для определенных читательских групп.