«Простая клеенка», или «Алые паруса» Пиросмани»

Содержание

Слайд 2

Константин Паустовский «Простая клеенка» Обучение композиционному анализу прозаического произведения (литература, 9 класс)

Константин Паустовский «Простая клеенка»

Обучение композиционному анализу прозаического произведения (литература, 9 класс)

Слайд 3

Цели и задачи: -приобщение учащихся к творчеству Константина Паустовского; -пробуждение творческого

Цели и задачи:
-приобщение учащихся к творчеству Константина Паустовского;
-пробуждение творческого воображения учащихся;
-развитие

у учащихся умения понимать смысл художественного текста;
-развитие навыков лингвистического анализа текста;
-углубление знаний о композиции художественного произведения и ее роли в идейном замысле
Слайд 4

«Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя не почувствовать и

«Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя не почувствовать и

не увидеть, даже если малейшая его крупинка попалась нам на пути. Поэтому о счастье можно рассказать. Не беда, если этот рассказ будет несколько бессвязным…»
К Паустовский
Слайд 5

Константин Паустовский «Книга о жизни» Любое литературное произведение-это художественное целое, единый

Константин Паустовский «Книга о жизни»

Любое литературное произведение-это художественное целое, единый творческий

организм, имеющий свою особую структуру.
Слайд 6

«Повесть о жизни» (в шести книгах) «Бросок на юг» (книга пятая) «Клеенки Пиросмани» (глава книги)

«Повесть о жизни»
(в шести книгах)

«Бросок на юг»
(книга пятая)

«Клеенки Пиросмани»
(глава книги)

Слайд 7

Какой из жанров вы выберете для произведения Паустовского? Автобиографический рассказ- рассказ

Какой из жанров вы выберете для произведения Паустовского?

Автобиографический рассказ- рассказ

, в котором присутствует описание автором собственной жизни
Лирическая проза – повествование с ярко выраженным лирическим началом, чувствами и мыслями автора
Новелла - небольшой по объему жанр повествовательной литературы (приближается к рассказу)
Феерия- волшебное, сказочное зрелище
Слайд 8

Закончи предложения: Сложно определить жанр этого произведения… Это, конечно, …, но

Закончи предложения:

Сложно определить жанр этого произведения…
Это, конечно, …, но это и….
Это

произведение можно даже назвать…
В этом произведении можно найти как элементы…, так и…
Это произведение уж точно не относится к….
Слайд 9

О чем произведение Паустовского? Как бы вы обозначили тему? «Заразительность искусства

О чем произведение Паустовского?
Как бы вы обозначили тему?

«Заразительность искусства Паустовского в

том именно, что оно обещает праздник. Обещает и …не обманывает»
Т.Ф Курдюмова
Слайд 10

Почему автор изменил название? « Клеенки Пиросмани» «Простая клеенка» Какое название

Почему автор изменил название?

« Клеенки Пиросмани»

«Простая клеенка»

Какое название отражает
тему, а

какое – идею произведения?
Слайд 11

Основные элементы композиции художественного произведения Пролог (экспозиция) Кульминация Завязка Эпилог Развязка

Основные элементы композиции художественного произведения

Пролог
(экспозиция)

Кульминация

Завязка

Эпилог

Развязка

Развитие
действия

Спад
действия

Наличие всех элементов композиции необязательно!

Слайд 12

Основные сюжетные элементы рассказа Паустовского 1. В знаменитых садах Тифлиса. 2.

Основные сюжетные элементы рассказа Паустовского

1. В знаменитых садах Тифлиса.

2.

«Звали ее Маргарита…»

3. Влюбленный художник

4. История Нико Пиросмани

5. Клеенки Пиросмани

6. Кирилл Зданевич

7. Жираф!

8. Кавказ

9.День рождения Пиросмани

10. Бегство Маргариты

(пролог)

(завязка)

(развитие действия)

(пролог)

(завязка)

(развитие действия)

(кульминация)

(спад действия, развязка)

(кульминация)

(эпилог)

Рассказ

в рассказе

Слайд 13

Некоторые композиционные приемы: -обрамление (события начала и финала происходят в одном

Некоторые композиционные приемы:
-обрамление (события начала и финала происходят в одном и

том же месте),
- ретроспекция(возвращение действия в прошлое);
-рассказ в рассказе (как вариант ретроспекции);
-симметрия слов, образов, эпизодов (как вариант зеркальной композиции);
-разрыв событий (прекращение одного незаконченного повествования на самом интересном месте и начало другого)
Слайд 14

В садах Тифлиса… Чем «знамениты» были сады Тифлиса?

В садах Тифлиса…

Чем «знамениты» были сады Тифлиса?

Слайд 15

широкая в плечах ленивая равнодушная ни огня, ни улыбки в ней

широкая в плечах

ленивая

равнодушная

ни огня, ни
улыбки в
ней не было

«Звали ее

Маргарита…»

с сильной шеей

таинственная

с тонкой талией

оригинальная

пение ее завораживало

«Двойной» голос Маргариты, как картины Пиросмани…

Слайд 16

Простая клеенка.. Двойное дно… Картина Пиросмани

Простая клеенка..

Двойное дно…

Картина Пиросмани

Слайд 17

Время в рассказе Паустовского 1915 г. 1915 г. 1862 – 1918

Время в рассказе Паустовского

1915 г.

1915 г.

1862 –
1918 г.г.

1922 г.

1915 год- Пиросмани

пишет портрет Маргариты
1862-1918 –годы жизни Пиросмани
1922 год –Паустовский на Кавказе
Слайд 18

Подумай! Как меняется звучание , ритм, атмосфера повествования каждой части? Найди

Подумай!

Как меняется звучание , ритм, атмосфера повествования каждой части?
Найди слова -«скрепы»,

соединяющие части рассказа
Зачем автору «рассказ в рассказе»?
Слайд 19

Картины «молча окружали меня, и , казалось, не спускали с меня глаз..»

Картины «молча окружали меня, и , казалось, не спускали с меня

глаз..»
Слайд 20

Подумай! Как сумел Паустовский «освободить» пространство? Для чего он это сделал?

Подумай!

Как сумел Паустовский «освободить» пространство?
Для чего он это сделал?

Слайд 21

«Это был жираф…»

«Это был жираф…»

Слайд 22

Дополните словесный тематический ряд эпизода: Человек: Жираф: Пространство: -вскочил -отвернулся -отвел

Дополните словесный тематический ряд эпизода:

Человек:

Жираф:

Пространство:

-вскочил
-отвернулся
-отвел глаза
- застонал…

-страдает
-смотрит
-сошел со
стены
-знает…

-мертвенно тихо
-нечеловеческий
крик
-резкое

и сухое
солнце…

Пейзаж
выполняет сверхзадачу

Жираф
ничего не требует,
ждет только
понимания

Человек
боится этой
встречи

Слайд 23

Подумай! Найди сходство в истории с жирафом и в истории Маргариты

Подумай!

Найди сходство в истории с жирафом и в истории Маргариты и

Пиросмани
Сравни пейзаж в садах Тифлиса и пейзаж перед встречей в жирафом.
Почему картины Пиросмани помогают понять МОЗАИКУ Кавказа?
Слайд 24

«Мозаика» Кавказа

«Мозаика» Кавказа

Слайд 25

Озаглавь «кадры кинофильма» День рождения Пиросмани Утро На улицах Тифлиса Цветы Поцелуй Люди вокруг Бегство Маргариты

Озаглавь «кадры кинофильма»

День рождения Пиросмани

Утро

На улицах
Тифлиса

Цветы

Поцелуй

Люди вокруг

Бегство Маргариты

Слайд 26

Определи сюжетные элементы композиции 1.Пролог 2.Завязка 3.Развитие действия 4.Кульминация 5.Спад действия,

Определи сюжетные элементы композиции

1.Пролог

2.Завязка

3.Развитие
действия

4.Кульминация

5.Спад действия,
развязка

6.Эпилог

Утро

Арбы под легким


грузом

Цветы на улице

Поцелуй Маргариты

Люди на улице

Бегство Маргариты

Зачем автору еще один «рассказ в рассказе»?

Слайд 27

Цветы: -цветы -охапки цветов -озера цветов -цветочные груды -тысячи других цветов

Цветы:

-цветы
-охапки цветов
-озера цветов
-цветочные груды
-тысячи других цветов
-горы цветов
-сугробы цветов
-граница (?) цветов

В чем

музыкальность градации?
Слайд 28

Подумай! -Почему Маргарита надела свое лучшее платье? -Почему она плачет в

Подумай!

-Почему Маргарита надела свое лучшее платье?
-Почему она плачет в миг такой

радости?
Почему у цветов все-таки была граница?
-Почему Пиросмани подарил цветы в день своего рождения?
-Почему Маргарита поцеловала Нико?
Слайд 29

«Алые паруса» Пиросмани В чем же «самая горькая правда»? От чего

«Алые паруса» Пиросмани

В чем же «самая горькая правда»?
От чего сбежала Маргарита?


Объясните смысл названия урока
Слайд 30

Любовь Бездонная, безграничная Восхищает, Чудесная Всегда счастье? ослепляет, пугает феерия в обычной жизни

Любовь

Бездонная,

безграничная

Восхищает,

Чудесная

Всегда счастье?

ослепляет,

пугает

феерия

в обычной

жизни