"МАСТЕР И МАРГАРИТА", ТЕМА ЛЮБВИ И ПРОЩЕНИЯ В РОМАНЕ

Содержание

Слайд 2

Любовь, прощение - понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они

Любовь, прощение - понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они

составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они - смыс-лообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила русская культура. Просто воплощались они в основном в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой.
Слайд 3

Булгаков первый из прозаиков, кто сумел адекватно, с мастерством гения осмыслить

Булгаков первый из прозаиков, кто сумел адекватно, с мастерством гения осмыслить

их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная - вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе Булгакова. Однако законы жанра и таинственные закономерности созидающего таланта диктовали писателю уникальные, никому не ведомые доселе пути решения этих проблем.
Слайд 4

Маргарита любит Мастера, Мастер - Маргариту, им помогает Дьявол - все

Маргарита любит Мастера, Мастер - Маргариту, им помогает Дьявол - все

это стало общим местом и не нуждается в комментариях.
Однако нуждается в комментариях следующее удивительное событие романа, замеченное всеми, но никак не объясненное. Для начала цитата: "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный Язык!"
Слайд 5

Дело в том, что настоящая небесная любовь поэтов посещает героев книги

Дело в том, что настоящая небесная любовь поэтов посещает героев книги

в расцвете их земной жизни. Она поселяется в сердцах, и все последующее не к тому, чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга.
Слайд 6

Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и

Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и

любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись - и возвращается Мастер.
Слайд 7

Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешит , но

Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешит , но

смех его не саркастичен, а исполнен такого юмора, которым одинаково сподручно осмеивать дураков и умных. Вся ненависть месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол.
Слайд 8

Это ни какая не месть, а обыкновенное веселое хулиганство.Всепрощение настигает каждого,

Это ни какая не месть, а обыкновенное веселое хулиганство.Всепрощение настигает каждого,

неотвратимо, как судьба: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под именем Коровьева-Фагота, и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом, и Понтия Пилата и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу, Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная, - это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас, возникшая "как убийца из-за угла", поражает в самое сердце и навсегда.
Слайд 9

И она неизменна во все времена и во все вечности, которые

И она неизменна во все времена и во все вечности, которые

нам суждено пережить. Она наделяет героев книги энергией всепрощения, то которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля небо.