Реализм. Ведущие принципы реализма

Содержание

Слайд 2

Определение Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое

Определение

Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение

действительности в её типичных чертах. В искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Слайд 3

Начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к XVIII в.,

Начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к XVIII в.,

к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX века и продолжает развиваться в 20 веке вплоть до современности.
Слайд 4

Ведущие принципы реализма объективное отображение существенных сторон жизни простого человека; воспроизведение

Ведущие принципы реализма

объективное отображение существенных сторон жизни простого человека;
воспроизведение типичных

характеров, конфликтов, ситуаций;
жизни такой, «как она есть»;
преобладающий интерес к проблеме «личность - общество»;
беспощадная трезвость оценок и действий; приближение к жизненной правде.
Слайд 5

Две основные тенденции: обращение к формам условно - философского обобщения явлений

Две основные тенденции: обращение к формам условно - философского обобщения явлений

действительности и к формам реально – бытовым
Слайд 6

Реализм появился первоначально во Франции, в творчестве Г. Курбе, который поставил

Реализм появился первоначально во Франции, в творчестве Г. Курбе, который поставил

перед собой задачу создания героизированной монументальной картины на современный сюжет.

1819-1877

Слайд 7

Букет цветов Встреча (Бонжур, месье Курбе) 1854

Букет цветов

Встреча (Бонжур, месье Курбе) 1854

Слайд 8

Критический реализм Жан-Франсуа Милле – Ангелус

Критический реализм

Жан-Франсуа Милле – Ангелус

Слайд 9

Константин Менье. "Офелия"

Константин Менье. "Офелия"

Слайд 10

Адольф фон Менцель (1815-1905) - Фома Уральский

Адольф фон Менцель (1815-1905) - Фома Уральский

Слайд 11

Деревенский мальчик Вильгельм Лейбль

Деревенский мальчик
Вильгельм Лейбль

Слайд 12

Творчество передвижников Васнецов В.М. «Богатыри»

Творчество передвижников

Васнецов В.М. «Богатыри»

Слайд 13

Крамской И.Н. «Неизвестная»

Крамской И.Н. «Неизвестная»

Слайд 14

Максимов В.М. «Всё в прошлом»

Максимов В.М. «Всё в прошлом»

Слайд 15

В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм

В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм

и импрессионизм.

Ж. Бастьен-Лепаж. «Дети рыбака»

Женщины в саду, Моне

Слайд 16

В любом литературном произведении различают два основных элемента: объективный — воспроизведение

В любом литературном произведении различают два основных элемента: объективный — воспроизведение

явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя.
Слайд 17

Отсюда возникают два литературных направления. Это реализм, ставящий задачу максимально объективного

Отсюда возникают два литературных направления. Это реализм, ставящий задачу максимально объективного

воспроизведения действительности, и идеализм, видящий предназначение в дополнении действительности и создании новых форм.
Слайд 18

Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин,

Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:
А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой,

Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.
Слайд 19

Этапы развития Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А.

Этапы развития

Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов);

«синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);
Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский);
Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).
Слайд 20

Просветительский реализм проникнут духом просветительской идеологии; утверждается прежде всего в прозе;

Просветительский реализм

проникнут духом просветительской идеологии;
утверждается прежде всего в прозе;
определяющим жанром литературы

становится роман;
за романом возникает буржуазная, или мещанская драма;
воссоздал обыденную жизнь современного общества;
отразил его социальные и нравственные конфликты;
изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро).
Слайд 21

А.Н. Радищев Д.И. Фонвизин М.Ю. Лермонтов

А.Н. Радищев

Д.И. Фонвизин

М.Ю. Лермонтов

Слайд 22

Критический реализм и его принципы критический реализм по-новому изображает отношение человека

Критический реализм и его принципы

критический реализм по-новому изображает отношение человека и

окружающей среды
человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами
предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)
Слайд 23

И.А. Гончаров И.С. Тургенев Н.А. Некрасов

И.А. Гончаров

И.С. Тургенев

Н.А. Некрасов

Слайд 24

Социалистический реализм и его принципы Народность. Герои произведений должны быть выходцами

Социалистический реализм и его принципы

Народность. Герои произведений должны быть выходцами из

народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Слайд 25

Максим Горький

Максим Горький

Слайд 26

Реализм в театре Его существенной чертой является острая актуальность, интерес к

Реализм в театре

Его существенной чертой является острая актуальность, интерес к современности

и злободневности. Стремление к точности изображения является настолько определяющим для реалистов, что даже при обращении к прошлому, они остаются столь же щепетильными к фактам, как при изображении типов и событий современной им жизни

Островский «Гроза»

Слайд 27

Утверждение реализма в театре XIX в. вело к изменению не только

Утверждение реализма в театре XIX в. вело к изменению не только

метода актёрского творчества в направлении всё более полного и жизненно правдивого воссоздания образа героя, но и к изображению на сцене конкретно-исторической социальной обстановки.
Слайд 28

Московский Художественный театр К.С. Станиславский

Московский Художественный театр

К.С. Станиславский

Слайд 29

Реализм в музыке Реализм в музыке определяется правдивостью отражения таких чувств,

Реализм в музыке

Реализм в музыке определяется правдивостью отражения таких чувств, настроений,

переживаний в их становлении, развитии и смене, которые соответствуют эстетическому идеалу эпохи
Слайд 30

Первая половина 19 века Шуман Шопен Г. Берлиоз

Первая половина 19 века

Шуман

Шопен

Г. Берлиоз

Слайд 31

Вторая половина 19 века Ж. Визе Дж. Верди

Вторая половина 19 века

Ж. Визе

Дж. Верди

Слайд 32

Слайд 33

Скульптура Как правило, для масштабных монументальных скульптур подбирались особенно прочные материалы,

Скульптура

Как правило, для масштабных монументальных скульптур подбирались особенно прочные материалы, такие

как гранит, сталь или бронза, устанавливали их на открытых пространствах для увековечивания особенно важных исторических событий или героико-эпических подвигов.
Слайд 34

Вера Мухина «Рабочий и колхозница»

Вера Мухина «Рабочий и колхозница»

Слайд 35

Николай Томский барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме

Николай Томский барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме

Советов на Московском проспекте в Ленинграде
Слайд 36

Евгений Вучетич памятник «Воин-освободитель» в Берлине»

Евгений Вучетич памятник «Воин-освободитель» в Берлине»

Слайд 37

Евгений Вучетич скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде

Евгений Вучетич скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде

Слайд 38

Заключение Реализм - одно из наиболее известных направлений в развитии живописи

Заключение

Реализм - одно из наиболее известных направлений в развитии живописи 19

века, ставшее основой для развития новых стилей в 20 столетии. Развитие реализма практически во всех частях света стало целой эпохой в искусстве.