Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Содержание

Слайд 2

Рембрандт Харменсзон («сын Харменса») ван Рейн родился 15 июля 1606 года


Рембрандт Харменсзон («сын Харменса») ван Рейн родился 15 июля 1606

года в многодетной семье состоятельного владельца мельницы в Лейдене.
В 13 лет (1619) он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбурху. Рембрандтовские работы этого периода исследователями не выявлены, и вопрос о влиянии Сваненбурха на становление его творческой манеры остаётся открытым
Слайд 3

В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, специализировавшегося


В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана,

специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Его пристрастие к пестроте и мелочности исполнения оказало огромное влияние на молодого художника.
Первые сохранившиеся произведения Рембрандта необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь. Почти все герои наряжены в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности.
Слайд 4

Произведения раннего периода Побиение камнями Святого Стефана 1625 Паламед перед Агамемноном

Произведения раннего периода

Побиение камнями Святого Стефана 1625
Паламед перед Агамемноном 1626
Крещение евнуха

1626
Концерт 1626
Товит и Анна 1626
Валаам и ослица 1626
Давид перед Саулом 1627
Слайд 5

Концерт 1626

Концерт 1626

Слайд 6

Мастерская в Лейдене Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно

Мастерская в Лейдене

Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с

другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.
Разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628 – 32 г.г. затруднительно.
В этот период Рембрандт постигает значение светотени для передачи эмоций. Он испытывает влияние караваджистов и немецкого художника Эльсхаймера.
Слайд 7

Притча о неразумном богаче 1627

Притча о неразумном богаче 1627

Слайд 8

В 1629 году художника заметил известный меценат, секретарь принца Оранского, Константин


В 1629 году художника заметил известный меценат, секретарь принца Оранского,

Константин Гюйгенс. Гюйгенс помог Рембрандту связаться с богатыми клиентами и заказал ему несколько религиозных полотен для принца Оранского.
В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где у него появилось множество состоятельных почитателей. Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию
Слайд 9

Работы Лейденского периода Притча о неразумном богаче 1627 Введение во храм

Работы Лейденского периода
Притча о неразумном богаче 1627
Введение во храм 1628
Автопортрет 1628
Ослепление

Самсона 1628
Христос в Эммаусе 1629
Воскрешение Лазаря 1630
Пророк Иеремия 1630
Христос в бурю на Галилейском озере 1630
Слайд 10

Христос в бурю на Галилейском озере 1630

Христос в бурю на Галилейском озере 1630

Слайд 11

Успех в Амстердаме Портретная живопись позволила художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских

Успех в Амстердаме

Портретная живопись позволила художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров

и тем самым добиться коммерческого успеха. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета
Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена. Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме
Слайд 12

Портрет знатного славянина 1632

Портрет знатного славянина 1632

Слайд 13

Якоб де Гейн III 1632

Якоб де Гейн III 1632

Слайд 14

Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после


Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму

после завершения им группового портрета
«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632),
на котором внимательные студенты-медики не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.
Слайд 15


Слайд 16

Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк, который он наполнял


Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк, который он

наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титус; ещё трое детей умерли в младенчестве.
Слайд 17

Дом Рембрандта в Амстердаме

Дом Рембрандта в Амстердаме

Слайд 18

Автопортрет с Саскией на коленях 1636

Автопортрет с Саскией на коленях 1636

Слайд 19

Титус за письменным столом 1655

Титус за письменным столом 1655

Слайд 20

На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни


На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не

одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии. «Похищение Европы» 1632
«Похищение Ганимеда» 1632
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) — застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения
Слайд 21

Похищение Европы 1632

Похищение Европы 1632

Слайд 22

Пир Валтасара 1635

Пир Валтасара 1635

Слайд 23

Знаменитая «Даная» (1636) вся лучится светом; вероятно, именно эту картину как

Знаменитая «Даная» (1636) вся лучится светом; вероятно, именно эту картину как

одно из лучших своих произведений художник преподнёс в дар Гюйгенсу.
Слайд 24

«Ночной дозор» 1642 В 1642 году Рембрандт получил заказ на один

«Ночной дозор» 1642

В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из

шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества; два других заказа достались его ученикам. При создании этой четырёхметровой картины (самого масштабного из своих произведений) Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века — эпохи реализма и импрессионизма. Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план.
Заказчики отказались принять работу.
Слайд 25


Слайд 26

Неуспех «Ночного дозора» и общий поворот живописной моды в сторону скрупулёзной


Неуспех «Ночного дозора» и общий поворот живописной моды в сторону

скрупулёзной детализации стали причинами угасания славы Рембрандта и постепенного обнищания. В 1642 г. умерла Саския, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат.
Его прежние подмастерья, - Говарт Флинт, Герард Доу, Фабрициус, - становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель.
Логика творческого развития вела художника в прямо противоположном тогдашней моде направлении. С годами он стал отдавать предпочтение смелым мазкам кисти и резким контрастам света и тени, скрадывающей почти все фоновые детали
Слайд 27

Офорты Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос

Офорты

Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос перед

Пилатом», 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись.
Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки
Слайд 28

Мельница 1641

Мельница 1641

Слайд 29

Переходный период Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. в

Переходный период

Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. в документах

сохранилось мало. Живописные работы этого периода немногочисленны; автопортреты и вовсе неизвестны.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс, образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода («Девушка у окна», «Купающаяся женщина», «Женщина в постели»). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия.
Слайд 30

Женщина в постели (Хендрикье Стоффелс) 1640-е г.г.

Женщина в постели (Хендрикье Стоффелс) 1640-е г.г.

Слайд 31

Работы 1640-х годов Офорты: Мельница 1641 Портрет бургомистра Яна Сикса 1647

Работы 1640-х годов

Офорты: Мельница 1641
Портрет бургомистра Яна Сикса 1647
Христос,

исцеляющий больных 1643 – 1649
В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы. Он осваивает новые для себя жанры – натюрморт и конный портрет.
Слайд 32

Зимний пейзаж 1646

Зимний пейзаж 1646

Слайд 33

Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни. Эти


Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни.

Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов.
Святое семейство 1640
Прощание Давида и Ионафана 1642
Святое семейство и ангелы 1645
Поклонение пастухов 1646
Отдых на пути в Египет 1647
Слайд 34

Святое семейство и ангелы 1645

Святое семейство и ангелы 1645

Слайд 35

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё


В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё

своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве.
После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус.
Слайд 36

Поздний Рембрандт Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650х — ясность и монументальность

Поздний Рембрандт

Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650х  — ясность и монументальность крупнофигурных

композиций. Характерна в этом отношении работа «Аристотель перед бюстом Гомера» (1653).
Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в 1660-е Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций.
Групповой портрет «Синдики» (1662), отличает естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения.
Монументальная героическая фреска «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы
Слайд 37

Аристотель перед бюстом Гомера 1653

Аристотель перед бюстом Гомера 1653

Слайд 38

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.


Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как

портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника, но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний.
В это же время созданы портреты умудренных жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника
Слайд 39

Портрет Яна Сикса 1654

Портрет Яна Сикса 1654

Слайд 40

Старик в красном 1654

Старик в красном 1654

Слайд 41

Последние работы Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Его последние работы

Последние работы

Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Его последние работы представляют

собой уникальное явление в истории живописи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художник останавливается на редких библейских сюжетах. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой.
Слайд 42

Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Ассур, Аман и Эсфирь»


Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Ассур, Аман и

Эсфирь» (1660) и «Отречение апостола Петра» (1660).
По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, — неоконченное «Возвращение блудного сына» (1666-69), семейный портрет из Брауншвейга (1669) и т. н. «Еврейская невеста» (1665).
Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной.
Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем, или мастихином.
Слайд 43

Ассур, Аман и Эсфирь 1660

Ассур, Аман и Эсфирь 1660

Слайд 44

Возвращение блудного сына 1666-69

Возвращение блудного сына 1666-69

Слайд 45

Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних


Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из

последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.
Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов
Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Смелость Рембрандта – живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке.
Слайд 46

Евангелист Матфей с ангелом 1661

Евангелист Матфей с ангелом 1661

Слайд 47

Ученики Рембрандта Фердинанд Боль Филипс Конинк Самюэл ван Хогстратен Николас Маес Виллем Дрост

Ученики Рембрандта

Фердинанд Боль
Филипс Конинк
Самюэл ван Хогстратен
Николас Маес
Виллем

Дрост