Рувим Исаевич Фраерман

Содержание

Слайд 2

«Я - только путник, который, если можно так выразиться, отважился отправиться

«Я - только путник, который, если можно так выразиться, отважился

отправиться в трудный, но заманчивый путь странствий по таинственному миру души юных современников», - так говорил о себе известный советский писатель Рувим Исаевич Фраерман
Слайд 3

Рувим Исаевич Фраерман родился 22 сентября 1891 года в Могилеве в

Рувим Исаевич Фраерман родился 22 сентября 1891 года в Могилеве

в скромной по достатку еврейской семье. Его отец, мелкий подрядчик, по роду деятельности вынужденный совершать частые поездки по лесничествам и местечкам Беларуси, нередко брал с собой сына. Так юный Рувим получал первые уроки жизни. Искренний интерес к людям, способность видеть притягательный образ действительности в её повседневности, прекрасное знание жизни леса – всё это у Фраермана оттуда, из детства. Ещё в школьные годы в мальчике замечали зачатки литературного таланта, а его публичный стихотворный дебют состоялся во время учебы в Могилевском реальном училище – в журнале, носившем название «Труд ученика». С такого скромного события началась его богатая творческая карьера, в которой уместились и работа в партийной прессе, и фронтовая журналистика, и кропотливый писательский труд.
Слайд 4

Дальний Восток: начало взрослой жизни В 1916 году Рувим Фраерман -

Дальний Восток: начало взрослой жизни

В 1916 году Рувим Фраерман -

студент Харьковского технологического института. После третьего курса его для прохождения производственной практики отправляют на Дальний Восток, где Рувима и застают события разгорающейся гражданской войны. Выбор «красные - белые» им уже сделан: всем сердцем полюбив величественную красоту этого края, а особенно его людей, он вступает в борьбу против их дальнейшего угнетения. Рувим Исаевич тесно связан с революционной молодежью и рабочими дальневосточных городов – Хабаровска, Николаевска-на-Амуре, Никольска-Уссурийского, а в пору японской оккупации – с партийным подпольем. В Николаевске он вступил в ряды амурских партизан, сотрудничал с газетой «Красный клич», затем был назначен комиссаром партизанского отряда.
Слайд 5

«С этим партизанским отрядом, - вспоминал в своих мемуарах писатель, -

«С этим партизанским отрядом, - вспоминал в своих мемуарах писатель,

- я прошел тысячи километров по непроходимой тайге на оленях…». Присоединившись позднее к регулярным частям Красной Армии, Фраерман оказался в Якутске, где стал заниматься редактированием газеты «Ленский коммунар».
…В те годы перед глазами Рувима Исаевича прошли не только сумевшие сохранить в чистоте свои души тунгусы и гиляки, но отличающиеся особой жестокостью японские интервенты, семёновцы, анархисты, а также обычные уголовники. Его впечатления о том периоде жизни впоследствии послужили материалом для таких произведений, как «Огневка», «Сквозь белый ветер», «Васька-гиляк», «На Амуре».
Слайд 6

Новониколаевск, Москва, Батум: годы репортерской работы Как и всякий литератор той

Новониколаевск, Москва, Батум: годы репортерской работы

Как и всякий литератор той поры,

Рувим Исаевич прошел школу газетного дела. В Новониколаевске (ныне Новосибирск) произошла его встреча с Емельяном Ярославским, который по признанию писателя, сыграл немалую роль в его творческой судьбе. Полный всяческих журналистских замыслов, Ярославский привлек его к работе по созданию журнала «Сибирские огни».
В 1921 году, после своего участия в республиканском съезде журналистов, Рувим Исаевич на непродолжительное время задержался в Москве. Вскоре он был командирован Российским телеграфным агентством – РОСТА - корреспондентом в Батум. Так на улицах южного города, по воспоминаниям Константина Паустовского, появился низенького роста, очень быстрый человек со смеющимися глазами, в старомодном черном пальто, с зонтиком. С Фраерманом, готовым пожертвовать всем ради дружбы, невозможно было не познакомиться, не сойтись: мир для него существовал как поэзия, а поэзия как мир.
Слайд 7

Длинные батумские ночи вчерашнего красного партизана и его нового друга были

Длинные батумские ночи вчерашнего красного партизана и его нового друга

были заполнены рассказами о боях за Николаевск-на-Амуре, об Охотском море, о Шантарских островах… В Батуме Рувим Исаевич начал писать свою первую повесть о Дальнем Востоке. В печати после многих авторских правок она появилась под названием «Васька - гиляк».
В 1926 году Фраерман перешел из РОСТА в центральную газету «Беднота», чрезвычайно популярную в те годы, в которой он печатал множество заметок, репортажей, отчетов. В соавторстве с другими литераторами осваивал даже такой необычный жанр как сатирико-приключенческий роман. Итогом работы в газете стала книга очерков и первое произведение писателя для детей – повесть для «колхозных ребят старшего возраста» «Вторая весна».
Слайд 8

Гайдар, Паустовский, Фраерман: Мещёрское творческое сообщество С начала 30-х годов сторонившийся

Гайдар, Паустовский, Фраерман: Мещёрское творческое сообщество

С начала 30-х годов сторонившийся больших

городов Рувим Фраерман подолгу живет в рязанском селе Солодча. Вместе со своим другом Паустовским он находит приют в усадьбе художника-гравера 19-го столетия Пожалостина. Как для Пушкина Михайловское было «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья», так и Фраермана и его друзей солотчинская усадьба стала постоянным местом напряженного творческого труда, размышлений, отдыха.
Слайд 9

Паустовский, любивший и знавший Фраермана на протяжении сорока лет, вспоминал, что

Паустовский, любивший и знавший Фраермана на протяжении сорока лет, вспоминал, что

в его присутствии жизнь всегда оборачивалась к людям своей привлекательной стороной. Он утверждал, что даже если бы Фраерман не создал ни одной книги, то одного лишь общения с этим человеком было бы достаточно, чтобы погрузиться в веселый и неспокойный мир его мыслей и образов, рассказов и увлечений. И Паустовский, и Фраерман, замечая малейшую фальшь в звучании поэтической строки, различали также тончайшие оттенки в шелесте дуба или орешника, улавливали, где чухает ёжик или пробежит полевая мышь.
Рувим Исаевич высказывал свои мысли всегда скромно, тонко, неожиданно и возвышенно. «Коста» - звал Фраерман друга-писателя. «Рувец» – так обращался к нему Паустовский.
Слайд 10

«В небесах над всей Вселенной Вечной жалостью томим. Зрит небритый, вдохновенный

«В небесах над всей Вселенной
Вечной жалостью томим.
Зрит небритый,

вдохновенный
Всепрощающий Рувим».
Таким шуточным четверостишием характеризует своего закадычного приятеля другой известный писатель советской предвоенной эпохи Аркадий Гайдар. Они действительно дружили, несмотря на бытовавшие в среде пишущей братии ревность и зависть к чужим успехам, непростую обстановку в стране, политические репрессии. В Мещеру часто приезжали не только Гайдар, но и Фадеев, Симонов, Гроссман…
Слайд 11

А для Фраермана край сосновых лесов под Окой стал самым любимым

А для Фраермана край сосновых лесов под Окой стал самым

любимым местом в мире. Именно там Рувим Исаевич написал свою самую известную повесть «Дикая собака Динго». Опубликованная в литературном журнале «Красная новь», она вызвала бурную дискуссию в печати: некоторые критики обвиняли автора в призыве вернуться к первобытной природе, примитивному натурализму, другие подчеркивали, что в книге изображено «утро человеческой жизни». Борис Полевой на Втором Всесоюзном съезде писателей взял под защиту повесть о первой юношеской любви.
Слайд 12

Книга появилась легко, как будто пришла сама: зимой 1938 года, всего

Книга появилась легко, как будто пришла сама: зимой 1938 года,

всего за один месяц, буквально не отходя от письменного стола, Фраерман ее написал. Повесть переведена на многие языки мира, по ней поставлен кинофильм (с Галиной Польских в главной роли), на Международном кинофестивале в Венеции получивший главный приз – скульптурную миниатюру «Золотой лев святого Марка» (1962). «Дикая собака Динго» - грустная и одновременно светлая история о вступлении подростков во взрослый мир, опыте первых предательств и разочарований - обеспечила автору большую популярность.
Книга стала классикой детской литературы и таковой осталась. Может быть, потому, что все запомнили, как мальчик Филька выжег солнечными лучами на собственной груди буквы Т А Н Я. А может быть, из-за тех слов, которые Фраерман приберёг для самой Тани в самом конце: «Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви. Правда?».
Слайд 13

Зрелые годы: от народного ополченца до обычного мудреца К началу Великой

Зрелые годы: от народного ополченца до обычного мудреца

К началу Великой

Отечественной войны Рувим Фраерман готовился разменять шестой десяток, однако он вступил в ряды народных ополченцев и отправился на фронт. Будучи немолодым, а главное, не очень здоровым человеком, он участвовал в боях под Москвой и был тяжело ранен. После выздоровления к своим разнообразным «мирным» профессиям – рыбака, чертежника, учителя - он добавил профессию военного корреспондента, сотрудничая с армейской газетой «Защитник Отечества». Военная тематика нашла также отражение в рассказе-очерке «Подвиг в майскую ночь», повести «Дальнее плавание», где писатель изображал войну как тяжелую работу, требующую не только самоотверженности, но и мастерства.
Слайд 14

Современники отзывались о писателе, как о человеке неиссякаемого остроумия, одаренном живостью

Современники отзывались о писателе, как о человеке неиссякаемого остроумия, одаренном живостью

ума, умном и тонком беллетристе, умевшем одним взглядом выхватить и красочно преподнести самую существенную деталь повествования. Константин Паустовский, с которым Фраерман поддерживал очень теплые отношения, назвал его как-то социалистическим романтиком, в первую очередь делающим акцент на внутренних переживаниях, и лишь затем – на классовых противоречиях.