Серебряный век русской поэзии

Содержание

Слайд 2

Двадцатый век … ещё бездомней, Ещё страшнее жизни мгла, Ещё чернее

Двадцатый век … ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё чернее и огромней
Тень

Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Всё разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
А.Блок
Слайд 3

Николай Оцуп Николай Бердяев 1892 – 1921 гг. ? – Серебряный век

Николай Оцуп

Николай Бердяев

1892 – 1921 гг. ? – Серебряный век

Слайд 4

МОДЕРНИЗМ (фр. – новейший, современный) символизм акмеизм футуризм имажинизм

МОДЕРНИЗМ (фр. – новейший, современный)

символизм

акмеизм

футуризм

имажинизм

Слайд 5

СИМВОЛИЗМ А.БЕЛЫЙ А. БЛОК В.БРЮСОВ Д. МЕРЕЖКОВСКИЙ К. БАЛЬМОНТ Ф.СОЛОГУБ З. ГИППИУС

СИМВОЛИЗМ

А.БЕЛЫЙ

А. БЛОК

В.БРЮСОВ

Д. МЕРЕЖКОВСКИЙ

К. БАЛЬМОНТ

Ф.СОЛОГУБ

З. ГИППИУС

Слайд 6

Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства

Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства

через символы. Символисты считали, то поэт разгадывает тайны слова. Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.
Слайд 7

АКМЕИЗМ Н. ГУМИЛЕВ А. АХМАТОВА О. МАНДЕЛЬШТАМ Акмеизм – отрицание мистического,

АКМЕИЗМ

Н. ГУМИЛЕВ

А. АХМАТОВА

О. МАНДЕЛЬШТАМ

Акмеизм – отрицание мистического, полного туманных намеков искусства

символистов. Подчеркивали простоту и ясность слова. Провозгласили высокую самоценность земного, реального мира.
Слайд 8

ФУТУРИЗМ В. МАЯКОВСКИЙ И. СЕВЕРЯНИН В. ХЛЕБНИКОВ Б.ПАСТЕРНАК Футуристы ставили человека

ФУТУРИЗМ

В. МАЯКОВСКИЙ

И. СЕВЕРЯНИН

В. ХЛЕБНИКОВ

Б.ПАСТЕРНАК

 

Футуристы ставили человека в центре мира, отказывались от

туманности, недосказанности, мистицизма. Выдвинули идею искусства – реально словом преобразить мир. Добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили в стихотворения собственные неологизмы.
Слайд 9

ИМАЖИНИЗМ Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай.

ИМАЖИНИЗМ

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай. Звериных

стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой...
Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сотрет меня кличка «поэт»,
Я и в песнях, как ты, хулиган.

С. Есенин

Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка. Отклоняющееся поведение.

Слайд 10

И. БУНИН М.ЦВЕТАЕВА Моим стихам, написанным так рано, Что и не

И. БУНИН

М.ЦВЕТАЕВА

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я,

что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти, —
Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
М. ЦВЕТАЕВА

«Поэты вне направлений»

Слайд 11

Слайд 12

ощущение дисгармонии мира; разрыв с традициями реализма; осмысление отношения человека к

ощущение дисгармонии мира;
разрыв с традициями реализма;
осмысление отношения человека

к жизни;
понимание свободы личности как основы творчества художника

Характерные черты поэзии Серебряного века:

Слайд 13

Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил,

и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(1894)

К. Бальмонт