Серебряный век русской поэзии

Содержание

Слайд 2

Фёдор Сологуб

Фёдор Сологуб

Слайд 3

Константин Бальмонт

Константин Бальмонт

Слайд 4

Андрей Белый

Андрей Белый

Слайд 5

Зинаида Гиппиус

Зинаида Гиппиус

Слайд 6

Дмитрий Мережковский

Дмитрий Мережковский

Слайд 7

Николай Гумилев

Николай Гумилев

Слайд 8

Анна Ахматова

Анна Ахматова

Слайд 9

Осип Мандельштам

Осип Мандельштам

Слайд 10

Максимилиан Волошин

Максимилиан Волошин

Слайд 11

Игорь Северянин

Игорь Северянин

Слайд 12

Александр Блок

Александр Блок

Слайд 13

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Слайд 14

Сергей Есенин

Сергей Есенин

Слайд 15

Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его


Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом,

относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке,
философии, архитектуре.
Слайд 16

Понятие «серебряный век» появилось позже, а современники использовали термин «модернизм» -

Понятие «серебряный век» появилось позже, а современники использовали термин «модернизм»

- (modern (фр.) – новый, современный). Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу ХХ века, данное по аналогии с « Золотым веком» (первая треть ХIХвека). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский
Слайд 17

МОДЕРНИЗМ символизм акмеизм имажинизм футуризм

МОДЕРНИЗМ

символизм

акмеизм

имажинизм

футуризм

Слайд 18

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы.

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через

символы.
Ключевым понятием является символ (условное изображение чего-либо) – многозначное иносказание.
Удивительной магией символистичной образности проникнуты такие строки К.Бальмонта, проливающие свет и на эстетические принципы символизма:
Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно. Это образ стиха. 
Константин Бальмонт так описывает собственные ощущения от звуков, из которых затем складываются поэтические слова:
Я, Ю, Ё, И - суть заострённые, истончённые А, У, О, Ы. Я - явное, ясное, яркое. Я - это Ярь. Ю - вьющееся, как плющ и льющееся в струю. Ё - таящий лёгкий мёд, цветик-лён. И - извив рытвины Ы, рытвины непроходимой, ибо и выговорить Ы невозможно, без твёрдой помощи согласного звука. Смягчённые звуковести Я, Ю, Ё, И всегда имеют лик извившегося змия, или изломной линии струи, или яркой ящерки, или это ребёнок, котёнок, соколёнок, или это юркая рыбка вьюн...[9]
Слайд 19

Поль Верлен, французский символист, утверждал: «Музыка превыше всего».

Поль Верлен, французский символист, утверждал:
«Музыка превыше всего».

Слайд 20

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века

-
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912 г.
Слайд 21

Акмеизм (от греч. «акме» - цветение, вершина чего-либо) – литературное направление,

Акмеизм (от греч. «акме» - цветение, вершина чего-либо) – литературное

направление, противостоящее символизму. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова, это «искусство для искусства».
Особенности акмеизма:
Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы.
Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм.
Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
Изображение предметного мира, земной красоты.
Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.
Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.
Слайд 22

В ЦАРСКОМ СЕЛЕ Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил

В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил

берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911
Слайд 23

Имажинизм ( от фр. Image – образ) - течение в русской

Имажинизм ( от фр. Image – образ) - течение в русской

литературе.
Имажини́зм (от лат. imagо —образ —литературное направление в русской  поэзии ХХ века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании  образа. Основное выразительное средство имажинистов —метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж,  анархические мотивы.
Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом.
Слайд 24

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью

порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
1916г.
Слайд 25

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пuээо пелись брови, Лuэээй -

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пuээо пелись брови,
Лuэээй - пелся облик,
гзu-гзu-гзэо

пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
вне протяжения жило лицо.
Слайд 26

Слайд 27

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников

Слайд 28

Футуризм – передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем

Футуризм – передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем

манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности:
слово-новшество, звукоподражания,
приемы плаката, лозунга, графический стих,
поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.
Слайд 29

А ВЫ МОГЛИ БЫ? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску

А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;


Я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913
Слайд 30

Символ. Звукопись. Жест, движение, деталь. Прекрасную ясность. Образ. Будущее. «Пощечина общественному вкусу»

Символ.
Звукопись.
Жест, движение, деталь.
Прекрасную ясность.
Образ.
Будущее.
«Пощечина общественному вкусу»

Слайд 31

Проанализируйте стихотворение и определите: К какому направлению модернизма относится? Кто его

Проанализируйте стихотворение и определите:
К какому направлению модернизма относится?
Кто его

автор?
Какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение?
Подтвердите свой ответ доказательствами.
Слайд 32

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ Вхожу я в темныe храмы, Совершаю бедный

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

Вхожу я в темныe храмы,
Совершаю бедный обряд.


Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902
Слайд 33

Сжала руки под темной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого

Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого что

я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911
Слайд 34

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать

следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи ­
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Слайд 35

Ведь, если звезды зажигают­ значит - это кому-нибудь нужно? Значит -

Ведь, если звезды зажигают­
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет,

чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь,
в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит ­
чтоб обязательно была звезда!­
клянется ­
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают ­
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914

ПОСЛУШАЙТЕ!