Серебряный век русской поэзии

Содержание

Слайд 2

Кончился XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это

Кончился XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это

переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов.
Слайд 3

Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной

Общественно-политическая
обстановка этого времени
характеризовалась глубоким
кризисом существующей власти,
бурной, неспокойной атмосферой в
стране, требующей решительных
перемен.

Может быть, поэтому и
пересеклись пути искусства и
политики. Так же, как общество
напряженно искало пути к новому
социальному строю, писатели и
поэты стремились к освоению
новых художественных форм,
выдвигали смелые
экспериментаторские идеи.
Реалистическое изображение
действительности перестало
удовлетворять художников, и в
полемике с классикой XIX века
утверждались новые литературные
течения: символизм, акмеизм,
футуризм.
Слайд 4

Слайд 5

Одним из первых литературных течений, возникших в России стал, символизм, объединивший

Одним из первых литературных течений, возникших в
России стал, символизм, объединивший таких

разных
поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др.
Теоретики символизма считали, что художник должен
создавать новое искусство с помощью образов
символов, которые помогут более утонченно и
обобщенно выразить настроения, чувства и мысли
поэта. Поэты-символисты уносились мечтой ввысь,
задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти
человечество, как вернуть веру в Бога, добиться
гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной
женственностью, Красотой и Любовью.
Слайд 6

Теоретики символизма К.Бальмонт В.Брюсов А.Белый

Теоретики символизма

К.Бальмонт
В.Брюсов
А.Белый

Слайд 7

Символисты разность взглядов, мироощущений «старшие символисты» младосимволисты 1890-годы 1900- е годы

Символисты разность взглядов, мироощущений

«старшие символисты» младосимволисты
1890-годы 1900- е годы
(В.Брюсов, К. Бальмонт

(А.Блок, А.Белый
Д. Мережковский, Вяч. Иванов, )
З.Гиппиус, Ф.Сологуб)
Слайд 8

Признанным метром символизма становится В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не

Признанным метром символизма становится
В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не
только формальные

новаторские достижения
этого течения, но и его идеи. Своеобразным
творческим манифестом Брюсова стало
небольшое стихотворение "Юному поэту" ,
которое воспринималось современниками как
программа символизма. Поэзия Брюсова
многогранна, многолика и многозвучна, как
жизнь, которую она отображает. Он обладал
редким даром удивительно точно передать
каждое настроение, каждое движение души.
Пожалуй, главный признак его поэзии
заключается в точно найденном сочетании
формы и содержания.
Слайд 9

В.Брюсов «Юному поэту» Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я

В.Брюсов «Юному поэту»

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе

три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.
Слайд 10

Особенности символизма 1. поиск новых литературных перспектив; 2. недоверие к обыденному

Особенности символизма

1. поиск новых литературных перспектив;
2. недоверие к обыденному слову ;
3.

стремление выражаться посредством аллегорий и символов (природные, исторические, библейские , бытовые);
4. Представлен всеми жанрами литературы: стихи, проза, драматургия
5. Неприятие действительности, уход от реальности (старшие символисты)
Слайд 11

Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное течение акмеизм

Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое
литературное течение акмеизм возникло

в ходе полемики с
символизмом. Его основатели - Н.Гумилев и С.Городецкий.
Акмеизм, по мысли Гумилева, не должен был стремиться к
непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то
есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее
охватить многообразие мира. При таком взгляде художник
акмеист в отличие от символистов становится причастным
мировому ритму, хотя и дает оценки изображаемым явлениям.
Вообще, когда стараешься вникнуть в суть программы
акмеизма, сталкиваешься с явными противоречиями и
непоследовательностью. Действительно, сейчас, в конце XX
столетия, имя акмеизма сохранилось только потому, что с ним
связано творчество таких выдающихся поэтов, как Н. Гумилев,
А. Ахматова, О. Мандельштам.
Слайд 12

Теоретики акмеизма Н.Гумилев А.Ахматова О.Мандельштам

Теоретики акмеизма

Н.Гумилев
А.Ахматова
О.Мандельштам

Слайд 13

Принципы акмеизма освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей

Принципы акмеизма

освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
отказ от мистической туманности,

принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
стремление придать слову определенное, точное значение;
предметность и четкость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 14

Акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению — футуризму, который отличался

Акмеизму пришлось уступить дорогу
новому литературному течению —
футуризму, который отличался
революционным бунтом,
оппозиционной

настроенностью
против буржуазного общества, его
морали, эстетических вкусов, всей
системы общественных отношений.
Недаром первый сборник
футуристов, считающих себя
поэтами будущего, носил явно
вызывающее название "Пощечина
общественному вкусу".
Слайд 15

Слайд 16

Теоретики футуризма В.Каменский В.Маяковский В.Хлебников

Теоретики футуризма

В.Каменский
В.Маяковский
В.Хлебников

Слайд 17

С футуризмом было связано раннее творчество Маяковского. В его юношеских стихах

С футуризмом было связано раннее
творчество Маяковского. В его юношеских
стихах чувствуется желание
начинающего

поэта поразить читателя
новизной, необычностью своего видения
мира. Строки таких стихов ничуть не
похожи на стихи поэтов-классиков. В них
явственно проступает творческая
декларация футуристов, отрицающих
искусство прошлого. Такие поэты, как В.
Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский,
угадывали в союзе поэзии и борьбы особое
духовное состояние своего времени и
старались найти новые ритмы и образы
для поэтического воплощения бурлящей
революционной жизни.
Слайд 18

Велимир Хлебников Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови,

Велимир Хлебников

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй

- пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
<1908-1909>
Слайд 19

Принципы футуризма 1. отрицание классической литературы; 2.новизна, неординарность; 3.отказ от недосказанности, туманности, завуалированности, мистицизма, присущих символизму

Принципы футуризма

1. отрицание классической литературы;
2.новизна, неординарность;
3.отказ от недосказанности, туманности, завуалированности, мистицизма,

присущих символизму
Слайд 20

Сравните 3 стихотворения, попытайтесь определить, к какому направлению модернизма относится каждое

Сравните 3 стихотворения, попытайтесь определить, к какому направлению модернизма относится каждое из них.

О.

Мандельштам Нежнее нежного (акмеизм)
К.Бальмонт Я буду ждать (символизм )
В.Каменский «Поэмия о соловье» (футуризм)
Слайд 21

По- разному сложились судьбы замечательных поэтов "серебряного века". Кто- то не

По- разному сложились судьбы
замечательных поэтов "серебряного
века". Кто- то не смог вынести

жизни
на неприветливой родине, кто-то, как Гумилев,
был расстрелян без вины, кто-то, как
Ахматова, до последних своих дней остался на
родной земле, пережив с ней все беды и горести,
кто-то поставил "точку пули в своем конце",
как Маяковский. Но все они создали в начале XX
века настоящее чудо - "серебряный век«
русской поэзии.
Слайд 22

Поражение потерпела не только и не столько русская цивилизация и ее

Поражение потерпела не только
и не столько русская
цивилизация и ее культура,
сколько те

люди и организации,
которые оказались во главе
страны в данный исторический
период и которые не поняли
смысл и историческое
предназначение нового
жизнеустройства, рожденного
коллективным творчеством
народа в ХХ столетии. …