Серебряный век русской поэзии (нач. 1890-х гг. – 1917 г.)

Содержание

Слайд 2

М.Горький писал А.П.Чехову: «Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм…. Дальше вас

М.Горький писал А.П.Чехову: «Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм…. Дальше вас

никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете».
Слайд 3

Николай Бердяев о времени. «В эти годы России было послано много

Николай Бердяев о времени.

«В эти годы России было послано много даров.

Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
Слайд 4

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Понятие относится прежде всего к поэзии. Для этого времени

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Понятие относится прежде всего к поэзии.
Для этого времени характерны активная

литературная жизнь, огромный интерес к поэзии, в первую очередь к модернистским течениям (символизм, акмеизм, футуризм)
Обилие и разнообразие поэтических талантов.
Слайд 5

Хронология. Эпоха безвременья – 80-90-е годы 19 века. Серебряный век 1917

Хронология.

Эпоха безвременья – 80-90-е годы 19 века.
Серебряный век
1917 год 20

века – идеалогизация всей жизни.
Слайд 6

МОДЕРНИЗМ Понятие «Серебряный век связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм(«новейший»,

МОДЕРНИЗМ

Понятие «Серебряный век связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм(«новейший», «современный»)

подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого.
Цель – создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
Особая роль у автора – прорицатель, пророк, способный постичь средствами искусства мировую гармонию.
Модернизм объединил ряд течений и направлений.
Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства.
Слайд 7

Серебряный век Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19

Серебряный век

Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 –

20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железный века в поэме древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», а также в поэме римского поэта Овидия «Метаморфозы»). В России из этой четырехступенчатой формулы с начала 19 в. в широкое употребление вошло выражение «Золотой век», а затем, в качестве оппозиции, для обозначения современной пишущим эпохи — «Железный век» (Е. А. Баратынский). В конце 19 – начале 20 века формула «Серебряный век» в статьях В. С. Соловьева («Импрессионизм мысли», 1897) и В. В. Розанова («Ив. С. Тургенев. К 20-летию его смерти», 1903) была впервые в русской критике применена к тем, кто пришел в литературу после пушкинского времени.
Слайд 8

«Серебряный век». Что это такое? Были святки кострами согреты, И валились

«Серебряный век». Что это такое?

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов

кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
На Галерной чернела арка,
В летнем только пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
А. Ахматова. Поэма без героя.
Слайд 9

Атмосфера рубежа веков в отзывах современников З. Гиппиус: «Что – то

Атмосфера рубежа веков в отзывах современников

З. Гиппиус:
«Что – то в

России ломалось, что – то оставалось позади, что – то, народившись или воскреснув, стремилось вперед.»
Слайд 10

«Серебряный век» - сложное культурное явление, проявившееся в разных видах искусства,

«Серебряный век» - сложное культурное явление, проявившееся в разных видах искусства,

но прежде всего в литературе, а точнее – в поэзии.

Литературные течения
символизм

акмеизм

имажинизм

футуризм

Поэты вне групп и направлений

Слайд 11

Символизм Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Символизм

Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Слайд 12

Символизм Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в

Символизм

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.


1890-е годы - «старшие символисты» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб)
В 1900-е - «младосимволисты» (А.Блок, А.Белый, В.Иванов)
«Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Слайд 13

Идеи символизма Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символ

Идеи символизма

Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы.
Символ – многозначное

иносказание.
Главный принцип –искусство для искусства. «Создания искусства – приотворённые двери в вечность»(В.Брюсов)
Большое внимание уделялось экспериментированию со стихосложением.
Московское крыло во главе с В.Брюсовым.
Петербургское крыло – Д.Мережковский (религиозно-философские поиски). Мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, уход от повседневности в мир фантазий.
Слайд 14

Категории символизма Символы (слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления

Категории символизма

Символы (слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и

может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» (Д.Мережковский)
Музыка (стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек)
Слайд 15

Символизм – выражение идей посредством символов; поэзия намеков, иносказаний. Мне открылось,

Символизм – выражение идей посредством символов; поэзия намеков, иносказаний.

Мне открылось, что

времени нет, Что недвижны узоры планет, Что бессмертие к смерти ведет, Что за смертью бессмертие ждет. К. Бальмонт …только мимолетности
я влагаю в стих. К. Бальмонт
Слайд 16

Значение символизма Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали

Значение символизма

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому

слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.
Слайд 17

Значение символизма Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный

Значение символизма

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период

переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
Слайд 18

Основоположники символизма: В. Брюсов, А.Блок, А.Белый

Основоположники символизма: В. Брюсов, А.Блок, А.Белый

Слайд 19

Старшие символисты В.Брюсов К.Бальмонт

Старшие символисты

В.Брюсов К.Бальмонт

Слайд 20

Старшие символисты Д.Мережковский З.Гиппиус

Старшие символисты
Д.Мережковский З.Гиппиус

Слайд 21

Младосимволисты Андрей Белый Александр Блок

Младосимволисты

Андрей Белый

Александр Блок

Слайд 22

Символизм Довольно! Надежды и чувства Отныне былым назови, Приветствуй лишь грёзы

Символизм

Довольно! Надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грёзы искусства,
Ищи только вечной

любви.
В.Брюсов
Слайд 23

Принципы символизма Установка на сотворчество читателя Мифотворчество Мистические идеалы и вера

Принципы символизма

Установка на сотворчество читателя
Мифотворчество
Мистические идеалы и вера в обновление мира
Открытие

многозначности слова
Музыкальность поэзии
Слайд 24

Акмеизм Модернистское течение (от греч. akme – острие, вершина, высшая степень,

Акмеизм

Модернистское течение
(от греч. akme – острие, вершина, высшая степень, ярко

выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Слайд 25

Акмеизм Н.Гумилев А.Ахматова

Акмеизм
Н.Гумилев А.Ахматова

Слайд 26

Акмеизм Осип Мандельштам

Акмеизм


Осип Мандельштам

Слайд 27

Акмеизм Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот

Акмеизм

Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю

имён.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
С.Городецкий
Слайд 28

Принципы акмеизма Отношение к поэзии как к мастерству Утверждение красоты жизни

Принципы акмеизма

Отношение к поэзии как к мастерству
Утверждение красоты жизни в её

конкретно-чувственных проявлениях
Возрождение традиций «золотого века» русской поэзии
Романтические мотивы
Возвращение ценностей и красоты реального мира
Слайд 29

Футуризм Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века,

Футуризм

Авангардистское течение
в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее

художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Слайд 30

Футуризм Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами

Футуризм

Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в

словесном искусстве!
Из манифеста футуристов
Слайд 31

Футуризм Игорь Северянин

Футуризм

Игорь Северянин

Слайд 32

Футуризм Велимир Хлебников

Футуризм

Велимир Хлебников

Слайд 33

Футуризм Владимир Маяковский

Футуризм

Владимир Маяковский

Слайд 34

Футуризм Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство. Рифмы

Футуризм

Каждая строчка – пощечина.
Голос мой – сплошь
издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет

язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно,
Тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю
На мировой резонанс!
И.Северянин
Слайд 35

Принципы футуризма Пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить

Принципы футуризма

Пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить мир
Установка

на обновление поэтического языка
Эстетическое бунтарство, эпатаж
Новые функции искусства как выражения творчества масс