Служение и крестный путь Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и Московского протоиерея Сергия (Голощапова)

Содержание

Слайд 2

Цели исследования: Изучение жизненного пути и служения Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского

Цели исследования:
Изучение жизненного пути и служения Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и

Московского протоиерея Сергия (Голощапова) в культурном пространстве Москвы;
Обоснование необходимости создания музея памяти Новомучеников на территории прилегающей к Бутовскому полигону.

Задачи исследования:
Проанализировать исторические этапы жизни Священномученика Сергея (Голощапова);
Изучить результаты увековечивания памяти Новомучеников в Москве;
Обосновать необходимость создания в Москве мемориального музей памяти Новомучеников и разработать эскизные предложения проекта музея памяти на территории прилегающей к Бутовскому полигону.

Этапы исследования:
Изучение жития Священномученика Сергия;
Исследование объектов-храмов, в которых служил Священномученик Сергий(фотофиксация объектов и окружающей контекстной застройки);
Изучение процесса и результатов увековечивания Новомучеников в Москве;
Изучение библиографического материала по теме исследования;
Посещение музея истории ГУЛАГа и Бутовского полигона;
Работа с таблицами списка погибших из архива Бутовского полигона.

Гипотеза:
В Москве необходимо создание мемориального музея памяти Новомучеников. Практически в каждом храме Москвы служили священники, ставшие Новомучениками. К сожалению, почитание Новомучеников пока не получило широкого распространения; в современном российском обществе их подвиг практически неизвестен. До сих пор в Москве нет духовно – мемориального центра, увековечивающего их память.
Новомученик Сергий (Голощапов) служивший в храмах Москвы является единственным иереем, ставший мучеником Московским, Соловецким и Бутовским. Его служение и крестный путь отражает мученичества Церкви в годы гонений и подтверждает необходимость создания мемориала памяти Новомучеников, без почитания которых нам не возродить ни свою душу, ни Россию.

На основании изучения и анализа жития Священномученика Сергия ( Голощапова) , а также посещения храмов, в которых он служил и места его расстрела ( Бутовского полигона),

была предложена идея по созданию проекта музея памяти Священномучеников на территории прилегающей к Бутовскому полигону.

Слайд 3

Служение и Крестный путь Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и Московского протоиерея

Служение и Крестный путь Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и Московского протоиерея

Сергия (Голощапова)

ТРОПАРЬ, ГЛАС 3
В ЛЮТУЮ ГОДИНУ ГОНЕНИЙ БЛАГОДАТЬ СВЯЩЕНСТВА ПРИЕМ,
ПРЕБЛАЖЕННЕ ОТЧЕ СЕРГИЕ, ИЕРЕЙ БОГА ВЫШНЯГО ЯВИЛСЯ ЕСИ,
БОГОСЛОВ ЖЕ И БЛАГОЧЕСТИЯ СВЕТЛЫЙ ПРОПОВЕДНИК,
НЫНЕ ЯКО НОВОМУЧЕНИК И ИСПОВЕДНИК ПРЕДСТОИШИ ХРИСТУ,
ЕГОЖЕ МОЛИ ХРАМ СЕЙ И ГРАД СЕЙ СОХРАНИТИ И СПАСТИ ДУШИ НАША.
КОНДАК
НАСТА ДНЕСЬ СЛАВНАЯ ПАМЯТЬ ТВОЯ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ СЕРГИЕ,
СОЗЫВАЮЩИ НАС К БЛАГОХВАЛЕНИЮ ПАСТЫРСКИХ ТРУДОВ ТВОИХ.
ТЫ ЖЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ СВЯТИТЕЛЯ МИРЛИКИЙСКАГО ХРАНИМЫЙ,
ПАМЯТЬ ЕГО МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНОЙ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛ ЕСИ,
С НИМ ЖЕ, ПРЕДСТОЯ ХРИСТУ, МОЛИСЯ ДАРОВАТИ НАМ ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ.
ВЕЛИЧАНИЕ
ВЕЛИЧАЕМ ТЯ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ СЕРГИЕ,
И ЧТИМ ЧЕСТНАЯ СТРАДАНИЯ ТВОЯ,
ЯЖЕ ЗА ХРИСТА ПРЕТЕРПЕЛ ЕСИ.

Протоиерей Сергий (Голощапов)
канонизирован в соборе новомучеников
и исповедников в земле Российской просиявших
Архиерейским Собором
Русской Православной Церкви,
13-16 августа 2000г. 

Слайд 4

6 июня 1882 г. в многодетной семье «рисовального мастера» по тканям

6 июня 1882 г. в многодетной семье «рисовального мастера» по тканям

Знаменской мануфактуры Поляковых, в подмосковном поселке Баньки (близь Павшино, ныне Красногорский р-н) родился сын Сергий.


Поселок Баньки

Знаменская Мануфактура Поляковых в пос. Баньки

1883 год – переезд семьи Голощаповых в подмосковное село Алексеевское (ныне р-н Москвы – ВДНХ)

Село Алексеевское.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Слайд 5

Москва, Никольская ул. Заиконоспасский монастырь. В 1891 г. Сергий был определен

Москва,
Никольская ул.
Заиконоспасский монастырь.

В 1891 г. Сергий был определен в Заиконоспассоке

духовное училище. По его успешному окончанию, своей обучение Сергий Голощапов продолжил в Московской духовной семинарии.

Московская
Духовная Семинария.
(б. дом барона
А.И. Остермана)
Ныне – музей декоративно-прикладного искусства.
(Москва, ул. Делегатская, 3)

Слайд 6

1904 год Сергий Голощапов обучаясь в последнем классе Духовной семинарии сподобился

1904 год Сергий Голощапов обучаясь в последнем классе Духовной семинарии сподобился особого

счастья прислуживать в алтаре во время Божественной литургии, которую служил св. праведный Иоанн Кронштадтский

«О, Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой о. Иоанном! Это было что-то, поистине не обыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою».
Сергий Голощапов. 1904 г.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Слайд 7

1904 – 1908 гг. Окончание Сергием Голощаповым Духовной семинарии, поступление в

1904 – 1908 гг. Окончание Сергием Голощаповым Духовной семинарии, поступление в 1904

году в Московскую духовную академию, которую закончил в 1908 г. 3-м (после П. А. Флоренского и П. В. Нечаева) магистерским стипендиатом

Ко времени академической учебы относятся несколько публикаций Сергия Голощапова. Первая статья «Радостная песнь Боговоплощения (Размышление пред праздником Рождества Христова)» была напечатана в журнале «Душеполезное чтение» в 1905 г.
После слов праздничного песнопения («Христос с небес, – срящите!») Сергий Голощапов пишет: «Встречать? Господи, Боже наш! С чем и как встречать Тебя? Где поместить Тебя – когда всюду грех и беззаконие? Что принести Тебе в дар, как Царю царствующих и Господу господствующих? Ангелы пели Тебе при рождении Твоем святые песнопения; Небо принесло таинственную звезду; земля – вертеп; бессловесныя дали Тебе ясли; волхвы принесли тебе дары; пастухи – чистое и смиренное сердце. А мы что дадим Тебе, сладчайший Иисусе?»

1908 г. Сергий Голощапов в год окончания
Духовной академии.

Слайд 8

1908 – 1913 гг. Защита С.И. Голощаповым кандидатской диссертации по теме

1908 – 1913 гг.

Защита С.И. Голощаповым кандидатской диссертации по теме «Божественность

христианства»;
Работа С.И. Голощапова в должности помощника инспектора Московской духовной Семинарии;
Работа С.И. Голощапова в должности преподавателя Духовной семинарии на кафедре философии, логики и психологии.
Работа в качестве делопроизводителя во время работы Священного Собора.

1917 – 1920 гг.

Читал лекции на курсах Политпросвета в одной из воинских частей (ВОХРа)

Слайд 9

Москва, 1918 – 1920 гг. С.И. Голощапов принял решение принять духовный

Москва, 1918 – 1920 гг.

С.И. Голощапов принял решение принять духовный сан

и идти к людям со словом Божиим. С этой целью С.И. Голощапов обратился к Святейшему Патриарху Тихону, который благословил его на осуществление задуманного. В феврале 1920 г. С.И. Голощапов был рукоположен в диаконы, а в мае того же года – в иереи. В скором времени ему был предложен приход – церковь Святителя Николая в Покровском.

Москва.
Храм
Св. Николая
в Покровском

О. Сергий организует при храме начальную приходскую школу, где в доступной форме рассказывает и разъясняет Священное Писание, смысл церковных богослужений, учит церковному хоровому пению. Церковь скоро становится общественным центром – на занятия собирались не только прихожане, но и люди со всей Москвы.

Слайд 10

Москва, 1922 – 1924 гг. Служение о. Сергия в Никольском единоверческом

Москва, 1922 – 1924 гг. Служение о. Сергия в Никольском единоверческом

монастыре на Преображенской площади

Москва, 1925 – 1928 гг. О. Сергий – настоятель храма
Св. Троицы в Никитниках

Основной храм во имя Св. Троицы к тому времени был закрыт, и богослужения совершались в подклети церкви, где был расположен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.
Сохранились воспоминания одного из московских священников, который утверждал, что о. Сергий с 1926 г. предоставлял для академических лекций подклеть храма Грузинской иконы Божией Матери в Никитниках.

1926 г.

Москва.
Храм
Св. Троицы
в Никитниках

Слайд 11

Храм открыт для всех желающих посетить его Под куполом главного входа

Храм открыт для всех желающих посетить его

Под куполом главного входа еще

сохранились старинные изображения ликов святых.
Слайд 12

Москва, 1928 – 1930 гг. Лето 1928 г. – после ареста

Москва, 1928 – 1930 гг.

Лето 1928 г. – после ареста настоятеля

храма Николы «Большой Крест» на Ильинке протоиерея Валентина Свенцицкого о. Сергий Голощапов стал настоятелем этого храма, продолжая руководить православной общиной храма в честь Грузинской иконы Божией Матери, закрытого 30 сентября 1929 года.

Протоиерей
Валентин Свенцицкий

Храм Никола «Большой Крест»

Слайд 13

Москва 1877 – 1900 гг. Москва 1934 – 1954 гг. Церковь

Москва
1877 – 1900 гг.

Москва
1934 – 1954 гг.

Церковь Никола Большой Крест
уничтожена в

1934 году.

Москва
Башня с Ильинскими воротами и прилегающим участком Китайгородской стены была разобрана в 1934 году.

+

+

Слайд 14

Москва, ул. Ильинка + + Здесь с 1688 г. до 1934

Москва, ул. Ильинка

+

+

Здесь с 1688 г. до 1934 г. находилась церковь Никола

«Большой Крест», в которой
в 1928 – 1929 гг. служил новомученик о. Сергий (Голощапов)

+

+

Слайд 15

Москва, 1929 г. * 30 сентября 1929 г. - закрыт храм

Москва, 1929 г. * 30 сентября 1929 г. - закрыт храм

Троицы в Никитниках; * 4 октября 1929 г. – арест о. Сергия (Голощапова) и заключение в Бутырскую тюрьму. О. Сергию предъявлено обвинение по 58 ст. (п. 10)

58.10. Шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально - охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контр - революционным организациям или частным лицам, - лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов государства - расстрел.
Передача или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально - охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителя ведомства, учреждения и предприятия, за вознаграждение или безвозмездно организациям или лицам, указанным в 1 части настоящей статьи, - лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой на срок до трех лет.

Москва, Бутырская тюрьма

Слайд 16

1929 год Особым совещанием протоиерей Сергий Голощапов приговорен к 3 годам

1929 год Особым совещанием протоиерей Сергий Голощапов приговорен к 3 годам

заключения в Соловецком лагере особого назначения

Спасо – Преображенский
Соловецкий монастырь.

На Соловках отца Сергия сначала направляют на т.н. командировку, в лагпункт в глубине острова, ведущий разработку леса. Там он через неделю непосильной работы свалился в остром сердечном приступе, а затем заболел сыпным тифом.
Начальник лагпункта отправил отца Сергия в центральную санчасть, которая находилась в Соловецком кремле.
Начальник санчасти, узнав из разговоров в период лечения, что о. Сергий хорошо знает латынь, имеет высшее образование (хотя и богословское) – определил его на время выздоровления в аптеку помощником провизора.
После выздоровления отец Сергий был оставлен работать при санчасти в качестве помощника лекаря.

Большой Соловецкий остров.
Лагпункт в глубине острова

Слайд 17

В санчасти было много верующих, и под большие праздники они совершали


В санчасти было много верующих, и под большие праздники они совершали

богослужения, что являлось для них большим утешением. Однако службы эти лагерным начальством не разрешались, и время от времени администрация лагеря обыскивала бараки, изымая все вещи и книги, относящиеся к богослужению. Так, в октябре 1930 года у протоиерея Сергия были изъяты богослужебные книги, епитрахиль, поручи, просфоры, запасные Дары, иконки, кадильница и ладан.

О. Сергий Голощапов в Соловецком лагере, 1930 г.

1929 – 1931 гг. Соловецкий лагерь особого назначения

Соловки.
Церковь Св. Онуфрия Великого

Слайд 18

1932 – 1933 гг. Отец Сергий вместе с большой группой заключенных

1932 – 1933 гг. Отец Сергий вместе с большой группой заключенных

был отправлен в г. Мезень Архангельской области в качестве ссыльного поселенца

Г. Мезень

Слайд 19

Лето 1934 г. После окончания ссылки, протоиерей Сергий с семьей переселяется

Лето 1934 г. После окончания ссылки, протоиерей Сергий с семьей переселяется

в Муром. 1936 г. Переселение протоиерея Сергия с семьей в Можайск.

Можайск

Можайск

Слайд 20

7 декабря 1937 г. Арест протоиерея Сергия на квартире, когда он

7 декабря 1937 г. Арест протоиерея Сергия на квартире, когда он

служил всенощное бдение. Обвинение заключалось в том, что о. Сергий совершал незаконные богослужения и «рассеивал» контрреволюционную пропаганду. Заключение о. Сергия в тюрьму г. Можайска.

Можайская тюрьма

Слайд 21

* 16 декабря 1937 г. - приговор Тройки при УНКВД по

* 16 декабря 1937 г. - приговор Тройки при УНКВД по

Московской обл. – высшая мера наказания – расстрел (Статья ст.58-10 ч.1 УК РСФСР)  * 19 декабря 1937 г. — Расстрел о. Сергия на Бутовском полигоне НКВД и погребение там же в общей могиле
Слайд 22

В настоящее время, святые изображения священномученика Сергия (Голощапова) находятся в Московском

В настоящее время, святые изображения священномученика Сергия (Голощапова) находятся в Московском

подворье Соловецкого монастыря, храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово, Покровском храме  Бутырской тюрьмы. 
Слайд 23

В 2007 году на территории храма Святителя Николая в Покровском возведена

В 2007 году на территории храма Святителя Николая в Покровском

возведена часовня, посвященная чести и памяти Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и Московского протоиерея Сергия (Голощапова) ,
а также Священномучеников Павла (Ансимова) и протоиерея Александра (Буравцева), которые так же служили в этом храме и были расстреляны в 1937 году на Бутовском полигоне под Москвой.
Слайд 24

Протоиерей Ансимов (Анисимов) Павел Георгиевич (1891-1937 гг.). Протоиерей Александр Буравцев (30

Протоиерей Ансимов (Анисимов)
Павел Георгиевич
(1891-1937 гг.).

Протоиерей Александр Буравцев
(30 мая

1886 г.- 22 де­каб­ря 1937г.)
Слайд 25

Священномученик Павел (Ансимов) Священномученик Сергий (Голощапов) Священномученик Александр (Буравцев) Адрес: город

Священномученик Павел (Ансимов)

Священномученик Сергий
(Голощапов)

Священномученик Александр (Буравцев)

Адрес: город Москва, улица Бакунинская,

100 Проезд: Метро «Электрозаводская» Год постройки: 2007
Слайд 26

1937 год Данные о числе расстрелянных и захороненных на Бутовском полигоне

1937 год
Данные
о числе
расстрелянных
и захороненных
на Бутовском полигоне по дням
в

период
с 8 августа
по 31 декабря.
19 декабря 1937 г. -
расстрелян
протоиерей
Сергий (Голощапов)
22 декабря 1937г. -расстрелян протоиерей Александр (Буравцев)
21 ноября 1937г. -расстрелян протоиерей Павел (Ансимов)
Слайд 27

Величание Святых новомучеников исповедников Российских. Величаем вас, святии новомученицы и исповедницы

Величание Святых новомучеников исповедников Российских. Величаем вас, святии новомученицы и исповедницы Российстии,

и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

  

Днесь радостно ликует Церковь русская,
яко мати, чада прославляющи,
новомученики и исповедники своя,
святители и иереи, царственные страстотерпцы,
благоверныя князи и княгини,
преподобныя мужи и жены,
и вся православныя христианы,
во дни гонения безбожного
жизнь свою за веру во Христа положившия,
и кровьми истину соблюдшия.
Тех предстательством, долготерпеливе Господи,
страну нашу в Православии сохрани
до скончания века.

Русская Голгофа - Бутово

Соловецкий поклонный крест в Бутово

Слайд 28

Икона Новомучеников и Исповедников в земле Российской просиявших Клеймо иконы «Убийство

Икона Новомучеников и Исповедников в земле Российской просиявших

Клеймо иконы
«Убийство Праведников
в

Бутово»

Клеймо иконы
«Страдания новых мучеников
на Соловках»

Память Новомучеников и исповедников в земле Российской просиявших в воскресный день выпадающий на 25 января, или же в ближайшее последующее воскресенье

На 1 января 2017 г.
в Лике Новомучеников
и Исповедников в земле Российской просиявших канонизированы поименно 1976 человек

Слайд 29

Проектное предложение Бутово – это место памяти всех тех, кто был

Проектное предложение

Бутово – это место памяти всех тех, кто был расстрелян

здесь, всех невинно убиенных, репрессированных, погибших в лагерях на территории бывшего СССР, среди которых большое количество священников, ставших священномучениками .

Память о них должна быть увековечена на многие лета, стать образцом высокой духовной праведности этих людей. Поэтому необходимо создать музей-памяти об этих невинно убиенных за веру Христову.

Наш колледж силами студентов и педагогов
может предоставить проект мемориального музея памяти Новомучеников, который возможно размесить на территории, прилегающей к Бутовскому полигону.

Слайд 30

Проектное предложение

Проектное предложение

Слайд 31

Результаты исследования и вывод: Время страшных репрессий, которым были подвержены в

Результаты исследования и вывод:

Время страшных репрессий, которым были подвержены
в большом

количестве ни в чем неповинные люди, не должно быть забыто нами. Мы должны всегда помнить о тех, кто благодаря своей силе духа и вере во Христа претерпел страшные мучения, и остались преданными Богу. Именно таким человеком, пронесшим до конца своей праведной жизни тяжкий крест,
был Священномученик Сергий(Голощапов).
Его праведная жизнь, должна послужить образцовым примером для каждого из нас и не должна покидать наши сердца. Именно поэтому есть необходимость в создании музея памяти
на территории прилегающей к Бутовскому полигону, который будет являться символом нашей живой памяти о Новомучениках и тех страшных событиях, которые происходили в России
и Москве в эпоху богоборчества.