Старшая Эдда: Песни о богах, Перебранка Локи

Содержание

Слайд 2

О чем «Перебранка Локи»? Пир у морского великана Эгира Похвалы слугам

О чем «Перебранка Локи»?

Пир у морского великана Эгира
Похвалы слугам
Убийство слуги Фимафенга
Изгнание

Локи в лес
Локи вернулся – начинается перебранка
Слайд 3

Жанр перебранки у древних германцев Диодор Сицилийский: перед боем один или

Жанр перебранки у древних германцев

Диодор Сицилийский: перед боем один или несколько

воинов нередко «выступают вперед и вызывают наиболее отважных мужей из числа своих врагов на поединок, потрясая перед ним оружием, дабы устрашить противников. И когда какой-то человек принимает вызов на битву, они разражаются хвастливой песнью об отважных подвигах своих предков и в похвальбу своим собственным высоким достижениям, все время оскорбляя и уничижая своего противника и пытаясь такими речами лишить его мужества перед боем».
Слайд 4

Диодор Сицилийский: галлы «приглашают незнакомых людей на пиры и не расспрашивают

Диодор Сицилийский: галлы «приглашают незнакомых людей на пиры и не расспрашивают

их до окончания еды о том, кто они и каковы их нужды. И у них в обычае, даже во время еды, привязаться к какому-нибудь обычному событию, как к поводу для острого спора, а затем вызвать друг друга на поединок, не щадя своих жизней».
Типы перебранок: «перед боем» и «на пиру»
Перебранка Локи - ?
Слайд 5

Участники перебранок «Развлекательные»: участники обычно принадлежат одной группе людей или дружественным

Участники перебранок

«Развлекательные»: участники обычно принадлежат одной группе людей или дружественным группам,

связанным отношениями гостеприимства.
Обмен речами в помещении (в палатах, на пиру).
Поединки, ведущие к насилию: участники принадлежат к враждующим группам (племенам, народам).
Обмен речами на поле боя, исход - битва.
Поединки на поле боя «один на один»,
На пиру число участников неограниченно.
Слайд 6

Участники перебранок Вербальное мастерство, искусство красноречия (Локи, 5 строфа) Практически всегда

Участники перебранок

Вербальное мастерство, искусство красноречия
(Локи, 5 строфа)
Практически всегда – мужи!
Женщины

(троллихи, великанши) всегда проигрывают
Спор королев
Слайд 7

Функции перебранок Предварение боя (архаический тип войны) Стремление разъярить, раззадорить противника

Функции перебранок

Предварение боя (архаический тип войны)
Стремление разъярить, раззадорить противника
Развлечение
Замена «обмена ударами»

на «обмен словами»
Слайд 8

Почему Локи со всеми ссорится? Локи – трикстер Кто такой трикстер?

Почему Локи со всеми ссорится?

Локи – трикстер
Кто такой трикстер?
«демонически-комический дублёр культурного

героя, наделённый чертами плута, озорника»
некто, совершающий противоправные действия или не подчиняющийся общим правилам поведения.
Делает это для изменения состояния системы
В конечном итоге – это имеет благие последствия
Физика: при выводе системы из состояния равновесия в ней возникают факторы, стремящиеся вернуть ее в состояние равновесия.
Слайд 9

Трехчастная структура перебранки Введение: представление участников (имя, род) Основная часть: сравнение

Трехчастная структура перебранки

Введение: представление участников (имя, род)
Основная часть: сравнение себя с

оппонентом
Восхваление себя и унижение противника
Обвинение в непристойном поведении
Трусость, распутство, нарушение гендерных ролей
«Предварительный инцидент»
Заключение: последнее слово – за победителем
Слайд 10

Хулительные песни в Скандинавии перебранка (senna) - доказать виновность сравнение мужей

Хулительные песни в Скандинавии

перебранка (senna) - доказать виновность
сравнение мужей (mannafnaðr) -

восхваление
нид (niðr) - хулительный скальдический стих
«Перебранка Локи» - Lokasenna
Как строится текст перебранки?
Слайд 11

Перебранка Локи - анализ «Я, Лофт, издалека, жаждой томимый, в палату

Перебранка Локи - анализ

«Я, Лофт, издалека,
жаждой томимый,
в палату пришел,
асов прошу я,
чтоб

кто-нибудь подал
мне доброго меда.
Почему Локи представляется?
11. Славьтесь, асы,
и асиньи, славьтесь,
могучие боги!
Одного я не стану
приветствовать — Браги,
что сел в середине».
Так начинается перебранка….
Слайд 12

Как строится перебранка? Локи обвиняет одного (Браги) – За него заступается

Как строится перебранка?

Локи обвиняет одного (Браги) –
За него заступается другой

(Идунн) –
Теперь достается уже Идунн
Локи, таким образом,
проходится по всем.
Опровергает ли кто-то выдвинутые обвинения?
Что это означает?
Слайд 13

В каких пороках Локи обвиняет богов? 15 «Сидя ты храбр —

В каких пороках Локи обвиняет богов?

15 «Сидя ты храбр —
украшенье скамьи,


но в битве беспомощен!
Смелость свою
покажи в сраженье!
Кто смел, тот не медлит».
(Браги)
20 «Ты, Гевьон, молчи!
О юнце я напомню,
тебя совратившем:
дарил он уборы
в обмен на твои
любовные ласки».
Слайд 14

Один – единственный, кто отвечает! 23 «Коль не воинам храбрым, но

Один – единственный, кто отвечает!

23 «Коль не воинам храбрым,
но трусам победу
нередко

дарил я,
то ты под землей
сидел восемь зим,
доил там коров,
рожал там детей,
ты — муж женовидный».
[Локи] сказал:
24 «А ты, я слышал,
на острове Самсей
бил в барабан,
средь людей колдовал,
как делают ведьмы, —
ты — муж женовидный».
Слайд 15

Еще Тор высказывается… Но он только угрожает. Кто победил в перебранке?

Еще Тор высказывается…
Но он только угрожает.
Кто победил в перебранке?
Тот, за кем

осталось последнее слово.
«Там асы поймали его. Он был связан кишками сына своего Нари, а сын его Нарви превратился в волка. Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над лицом Локи. Из змеи капал яд. Сигюн, жена Локи, сидела там и подставляла чашу под капающий яд. А когда чаша наполнялась, она ее выносила, и в это время яд из змеи капал на Локи. Тогда он корчился так сильно, что вся земля дрожала. Теперь это называется землетрясением»
Слайд 16

Формульные зачины Veit ek – «я знаю» Veiztu – «ты знаешь»

Формульные зачины

Veit ek – «я знаю»
Veiztu – «ты знаешь»
Þegi þú –

«молчи ты»
Hættu nú – «перестань сейчас же» (Ньёрд, перестань)
Heill ver þú nú – «будь здоров» (Сив: привет тебе, Локи)
Слайд 17

Аллитерация Начально-корневой повтор согласных звуков 4 ударных слова – долгая строка

Аллитерация

Начально-корневой повтор согласных звуков
4 ударных слова – долгая строка
2 ударных слова

– краткая строка
В «Старшей Эдде» преимущественно краткие строки!
«Bið ek þik, Bragi,
barna sifjar duga.
«Þegi þú, Frigg,
þú ert Fjörgyns mær
Слайд 18

Льодахатт «Диалогический» размер Строфа из 6 кратких строк (в каждой –

Льодахатт

«Диалогический» размер
Строфа из 6 кратких строк (в каждой – по два

ударных слова)
Две строки охвачены общей аллитерацией
Третья строка – «непарная» (аллитерация только в её пределах)
15. «Snjallr ertu í sessi,
skal-at-tu svá gera,
Bragi bekkskrautuðr;
vega þú gakk,
ef þú vreiðr séir;
hyggsk vætr hvatr fyrir.»
Слайд 19

Стих перебранки Льодахатт («песенный размер») – 6 строк Гальдралаг («размер заклятий»)

Стих перебранки

Льодахатт («песенный размер») – 6 строк
Гальдралаг («размер заклятий») - строфы

13, 54, 62, 65
др.-исл. galdralag, от galdrar ‘заклинания’ и lag ‘размер’;
galdrar – от gala ‘петь, кричать, голосить’;
hvé ek forbýð, / hvé ek fyrirbanna / manna glaum mani. / mana nyt mani!
«Запрет налагаю, / заклятье кладу / на девы утехи, / на девичьи услады».
(проклятие Герд, «Поездка Скирнира»)
Слайд 20

65 строфа - гальдралаг 65. Пива ты, Эгир, немало припас, но

65 строфа - гальдралаг

65. Пива ты, Эгир,
немало припас,
но напрасно старался:
пусть

все, чем владеешь,
в пламени сгинет,
пусть опалит
огонь тебе спину!»