Страницы жизни и творчества Джорджа Бернарда Шоу

Содержание

Слайд 2

Краткая биография писателя. Джордж Бернард Шоу (1856–1950) — выдающийся драматург и

Краткая биография писателя.

Джордж Бернард Шоу (1856–1950) — выдающийся драматург и романист

ирландского происхождения, который внёс огромный вклад в развитие мировой драматургии. Вошёл в историю как лауреат Нобелевской премии в области литературы. Бернард Шоу, биография которого тесно связана с английским театром, по популярности в Англии занимает второе место после Шекспира.  Джордж Бернард Шоу появился на свет 26 июля 1856 года в Дублине в семье профессиональной певицы и торговца зерном. Начальное образование Джордж получил в родном Дублине, где посещал Уэсли-колледж и грамматическую школу. Самые болезненные воспоминания у Шоу сохранились о протестантской школе, куда он был отдан в 11-летнем возрасте. Телесные наказания вкупе с несовершенной системой образования оставили в его душе большой след.
У родителей Бернарда не было денег на то, чтобы отправить сына учиться в университет. Однако благодаря дядиным связям 15-летний подросток был пристроен клерком в агентство по продаже недвижимости. Работа была тяжелой, но дала Бернарду необходимый жизненный опыт.
В этот период семья Шоу распалась: мать бросила мужа и уехала с двумя дочерьми в Лондон, а Бернард остался в Дублине с отцом.
Слайд 3

В 1876 году Шоу переехал к матери в Лондон, где занялся

В 1876 году Шоу переехал к матери в Лондон, где занялся

самообразованием. Юноша посещал столичные библиотеки и музеи, много читал.
Бернарду повезло устроиться в одну из лондонских газет, и именно там он начал свою писательскую карьеру. Поначалу он трудился внештатным корреспондентом, затем в течение 6 лет работал на должности музыкального критика: вёл колонку, посвящённую театру.
Именно тогда Шоу понял, что самым главным делом его жизни станет литература. Он принялся писать романы, однако ранние его произведения не пользовались успехом у читателей. Ситуация изменилась в 1892 году, года Шоу написал свою первую пьесу «Дом вдовца». С этого момента началась блестящая карьера Шоу как писателя-драматурга, который подарил миру принципиально новую драму: острую, злободневную, построенную на диалогах и конфликтах.  На рубеже XIX–XX веков Бернард Шоу, будучи уже зрелым автором, создал свои шедевры: «Майор Барбара», «Цезарь и Клеопатра», «Человек и сверхчеловек».
Особую популярность приобрела пьеса «Пигмалион», в которой автор не только мастерски описал духовное, моральное и внешнее преображение главной героини, но и поднял ряд важнейших социальных проблем.
Слайд 4

В 1923 году Шоу написал лучшую, по мнению критиков, пьесу «Святая

В 1923 году Шоу написал лучшую, по мнению критиков, пьесу «Святая

Иоанна», которую он посвятил жизни и подвигам Жанны д’Арк.
Творчество Бернарда Шоу оказалось вне времени: пьесы пользовались большой популярностью при жизни драматурга, не утратили они своей актуальности и в наши дни. Многие его произведения обрели новую жизнь в кинематографе.
Личная жизнь английского драматурга сложилась очень удачно. На протяжении 45 лет он прожил душа в душу со своей супругой Шарлоттой Пейн-Таунзенд, с которой обвенчался в 1898 году. Омрачало этот союз лишь отсутствие общих детей.
Шоу пережил свою верную супругу на 7 лет. Скончался великий драматург 2 ноября 1950 года в возрасте 94 лет.
Слайд 5

Мировоззрение писателя. Бернард Шоу является основателем знаменитого фабианского общества (80-е годы

Мировоззрение писателя.

Бернард Шоу является основателем знаменитого фабианского общества (80-е годы 19 века): это

было объединение состоятельных англичан, которые хотели улучшения жизни неимущих. Они называли себя «социалистами» и, действительно, их многое сближало с ними: требование отмены частной собственности, критика буржуазной семьи и церкви. В то же время название общества связано с личностью римского полководца Фабия, который отличался тактикой выжидания, обороны, а не наступления. Фабианцы также отвергали революционные методы, ратовали за постепенное развитие социализма путем реформ и развития. Они придавали большое значение образованию и воспитанию, и в этом были продолжателями традиций европейского Просвещения 18 века (Шоу очень любил эту эпоху). Они возлагали надежды на просвещенную личность, считали двигателем прогресса не пролетариат, а интеллигенцию, придавали большое значение роли науке и технике. Именно техническая интеллигенция должна вести общество вперед. Они не считали демократию единственной и лучшей формой правления в государстве, подчеркивали необходимость сильного правителя и даже диктатуры. Все это найдет отражение в драматургическом творчестве Бернарда Шоу.
Слайд 6

Обзор творчества писателя. Писатель увлекался социалистическими идеями и в 1884 г.

Обзор творчества писателя.

Писатель увлекался социалистическими идеями и в 1884 г. стал

одним из основателей социал-реформистского Фабианского общества.
Увлечение Ибсеном, о художественном мире которого Шоу написал книгу "Квинтэссенция ибсенизма" (1891), относится к следующему этапу его творчества, связанному с реформой английского театра.
Три цикла составляют первый этап творчества Шоу-драматурга: "Пьесы неприятные" (1898) -- "Дома вдовца" (1892), "Сердцеед" (1893), "Профессия миссис Уоррен" (1894);
"Пьесы приятные" (1898) -- "Оружие и человек" (1894), "Кандида" (1894), "Избранник судьбы" (1895), "Поживем -- увидим!" (1895);
"Три пьесы для пуритан" (1901) -- "Ученик дьявола" (1896--1897), "Цезарь и Клеопатра" (1898), "Обращение капитана Брасбаунда" (1899). Большим достижением драматургии Шоу первого периода явились пьесы "Человек и сверхчеловек" (1901 -- 1903), "Другой остров Джона Булля" (1904), "Майор Барбара" (1905).
Слайд 7

Пьеса : "Дом , где разбиваются сердца" Пьеса «Дом, где разбиваются

Пьеса : "Дом , где разбиваются сердца"

Пьеса «Дом, где разбиваются сердца»

Шоу была написана в 1917 году. Это одно из наиболее пронзительных, поэтичных произведений писателя, в котором раскрывается несостоятельность английского буржуазного общества.
Состоит из трёх действий. Является «одной из вершин интеллектуальной драмы», в которой все действующие лица спорят, полемизируют друг с другом, создавая «полифоническую, многоголосую дискуссию».
Слайд 8

Герои пьесы. Капитан Шотовер – седовласый старик, моряк, открытый, принципиальный мужчина.

Герои пьесы.

Капитан Шотовер – седовласый старик, моряк, открытый, принципиальный мужчина.
Мадзини Дэн – честный,

порядочный, мужчина, неудавшийся делец, романтик.
Менген – пожилой мужчина, богатый промышленник, чье состояние оказывается вымышленным.
Элли – юная дочь Мадзини, невеста Менгена, которая всеми силами пытается выбраться из нищеты.
Ариадна Этеруорд – младшая дочь капитана Шотовера, успешная, богатая женщина.
Гесиона Хэшебай – старшая дочь Шотовера, красивая женщина, уставшая от праздного образа жизни.
Гектор Хэшебай – супруг Гесионы, красивый, но безвольный мужчина, любимец женщин.
Гинес – старая нянька двух сестер, прямолинейная, грубая женщина.
Слайд 9

Анализ главных героев. Обитатели дома – как и в пьесе Чехова

Анализ главных героев.

Обитатели дома – как и в пьесе Чехова «Вишневый

сад» - культурные бездельники, отживающая эпоха. И, как общество времен упадка Рима, безнравственны. Персонажи пьесы обнаруживают поразительную социальную инфантильность, как и идеологи Тройственного союза, они не понимают, что класс буржуа не партнер, а противостоит рабочему классу. В доме не могут сразу осознать переворот, низведенного до ничтожества Мэнгема и по инерции издевательски спрашивают, дал ли он выдвинувшей его партии огромную сумму. Мэнгену приходится объяснять просвещенным интеллигентам сущность буржуазного парламента: ярлычок партии не имеет никакого значения, вся партийная кухня не имеет никакого значения, парламент – это вид бизнеса, за него заплатил синдикат.
Еще один перевертыш: Мадзини Дэн узнает, что Мэнгем его обокрал, но продолжает уверять окружающих, что Мэнген – честный человек, да вообще куда бы рабочие делись без капиталистов и их посредников, пропали бы – вот тема «Басни о пчелах» Бернарда де Мандевиля. И эта позиция близка современному менталитету населения России, где рабочие до сих пор не понимают, что их зарплату не индексирует и задерживает, закрывает заводы и устраивает локауты не правительство, а буржуа, бизнес. Ведь еще вчера рабочие сидели в кабаках вместе с уголовниками, которые стали богатыми предпринимателями.
Слайд 10

Главные темы и проблематика. Бернард Шоу в своей пьесе показал английское

Главные темы и проблематика.

Бернард Шоу в своей пьесе показал английское общество

периода Первой мировой войны. Главные черты характера этого общества: безразличие и невежество высшего и среднего классов. Формально благополучное общество просто-напросто разлагается изнутри, разлагается морально. В пьесе нет ни одного положительного персонажа — каждый герой либо лицемер, либо лгун, либо просто злой человек. В пьесе Шоу показал английское общество изнутри. Дом, «где разбиваются сердца», это ещё и дом, «где всё тайное становится явным». И если во всех домах британского общества все пороки, вся подноготная тщательно скрывается, то в доме Шотовера всё наоборот — каждый старается вывести другого героя на чистую воду, при этом часто и сам себя выдаёт. Общество, которое показано в пьесе, просто обречено на уничтожение, причём, на самоуничтожение. Люди сами себя уничтожат — морально.
Пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» не имеет насыщенного сюжета, но благодаря диалогам персонажей в ней поднимается много важных проблем. Проблематика произведения состоит из таких проблем, как: проблема культуры и силы, проблема пустоты жизни, искаженной нравственности.