Слайд 16
«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему,
разворачивающихся вокруг
героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих
актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих
«современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы.
Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин;
напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде
на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события
происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный»
болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой»
и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом
романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается
от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить,
а захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной»
пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый»
человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877);
все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии
нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору),
состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических
типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета
(ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860)