Тема любви в лирике Н.А. Некрасова

Содержание

Слайд 2

«Я не знаю другого сердца, которое так же умеем любить, как

«Я не знаю другого сердца, которое так же умеем любить,

как твоё, - только ты любишь без фраз и так называемых «излияний» Из письма В.П.Боткина Н.А.Некрасову
Слайд 3

«Панаевский цикл» Цикл – несколько стихов, объединённых одной темой Адресат –

«Панаевский цикл»

Цикл – несколько стихов, объединённых одной темой
Адресат – имя человека,

которому посвящены стихи
«Я не люблю иронии твоей»
«Поражена потерей невозвратной»
«Да, наше жизнь текла мятежно»
Слайд 4

Я не люблю иронии твоей. Оставь её отжившим и нежившим, А

Я не люблю иронии твоей.
Оставь её отжившим и нежившим,
А

нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим -
Нам рано предаваться ей.
Пока ещё застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока ещё кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты –
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жажды полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…

«Я не люблю иронии твоей» 1850

Слайд 5

«Поражена потерей невозвратной» Поражена потерей невозвратной, Душа моя уныла и слаба;

«Поражена потерей невозвратной»

Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба;
Ни гордости,

ни веры благодатной –
Постыдное бессилие раба!
Ей всё равно – холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь, -
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Я жду.. Но ночь не близится к рассвету,
И мёртвый мрак кругом… и та,
Которая воззвать могла бы к свету –
Как будто смерть сковала ей уста!
Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряжённые глаза –
И, кажется, зарёю обновленья
В них никогда не заблестит слеза. 1848
Слайд 6

«Прости» Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, Не помни

«Прости»

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,
Не помни бурь, не помни

слёз,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь –
Благослови и не забудь!
1856
Слайд 7

Когда критики говорят о «Панаевском цикле», то используют термин — бытовая

Когда критики говорят о «Панаевском цикле», то используют термин — бытовая конкретизация.
Некрасов  не обошёл

вниманием прозу, которая в любви неизбежна. В его стихотворениях изображены случаи из жизни Некрасова и Панаевой, ссоры и примирения, и опять ссоры — это и есть «проза любви», быт, бытовая конкретизация.
Слайд 8

В чём своеобразие интимной лирики Некрасова? Привычно ли для вас описание

В чём своеобразие интимной лирики Некрасова? Привычно ли для вас описание

чувств к любимой?
Какой образ любимой женщины создает Некрасов в стихах, посвященных Панаевой?
Какие мотивы ведущие?
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Лирический герой Условный образ поэта Художественный «двойник» автора

Лирический герой

Условный образ поэта
Художественный «двойник» автора

Слайд 12

План анализа стихотворения: 1. История создания (год, биография, прототип); 2. Тема

План анализа стихотворения:

1. История создания (год, биография, прототип);
2. Тема (о чём);
3.

Лирический герой, его чувства; 4.Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части;
5.Ключевые образы (предметный мир);
6.Художественные средства; размер;
7.Идея (основная мысль)
Слайд 13

Я не люблю иронии твоей. Оставь её отжившим и нежившим, А

Я не люблю иронии твоей.
Оставь её отжившим и нежившим,
А

нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим -
Нам рано предаваться ей.
Пока ещё застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока ещё кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты –
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жажды полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…

«Я не люблю иронии твоей» 1850

Слайд 14

Что такое ирония? Почему причастия прошедшего времени? О чём мечтает лирический

Что такое ирония?
Почему причастия прошедшего времени?
О чём мечтает лирический герой в

1 строфе? О чём грустит?
Какие эпитеты помогают понять чувства поэта? (2 строфа)
Назовите метафоры, эпитеты, сравнения 3 строфы. О чём они говорят?
Оптимизм или пессимизм?
Слайд 15

Выводы: Вот он – тупик. Тупик, в который приходят чувства. Каждая

Выводы:

Вот он – тупик. Тупик, в который приходят чувства. Каждая строка

стихотворения проникнута тоской. Лирический герой понимает, что удержать любовь не сможет, остаются на его долю лишь последние вспышки страсти…
Слайд 16

Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в

Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в

полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”

Новаторство любовной лирики

Слайд 17

Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью. Видно, что они возникли под

Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью. Видно, что они возникли под

влиянием непосредственного чувства, являются результатом страстного лирического движения. Любовная лирика Некрасова показывает, что он мог быть «чистым лириком», свободным от тенденциозности и надуманности.
Порой чувства Некрасова отличаются возвышенностью и поэтической грацией: Так это шутка? Милая моя, Как боязлив, как недогадлив я! Я плакал над твоим рассчитано-суровым, Коротким и сухим письмом: Ни лаской дружеской, ни откровенным словом Ты сердца не порадовала в нем... Оказалось, что опасения поэта были напрасны — любимая женщина по-прежнему его любила: Всему конец! Своим единым словом Душе моей ты возвратила вновь И прежний мир, и прежнюю любовь, И сердце шлет тебе благословенья, Как вестнице нежданного спасенья...
Слайд 18

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики

Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы.