Цой, Виктор Робертович

Слайд 2

Биография Ви́ктор Ро́бертович Цой (21 июня 1962, Ленинград — 15 августа

Биография

Ви́ктор Ро́бертович Цой (21 июня 1962, Ленинград — 15 августа 1990,

близ посёлка Кестерциемс, Тукумский район, Латвийская ССР) — советский рок-музыкант, автор песен и художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре и являлся автором песен.
Кроме этого, снялся также в нескольких фильмах. Лучший актёр 1989 года по версии журнала «Советский экран».
Виктор Цой родился единственным ребёнком в семье инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя и преподавательницы физкультуры Валентины Васильевны[1][⇨]. Детство музыканта прошло в окрестностях Московского Парка Победы: он родился в роддоме на Кузнецовской улице (располагается внутри парка; сейчас это кардиоцентр), семья до 1990-х гг. жила в примечательном «генеральском доме» на углу Московского проспекта и улицы Бассейной (сейчас это памятник архитектуры)[2]. Некоторое время Виктор учился в близлежащей школе на улице Фрунзе, где работала его мама[3]. Цой достаточно хорошо знал английский язык несмотря на то, что в школе изучал немецкий[4]. В 1973 г. родители Цоя развелись, а через год повторно вступили в брак[5].
С 1974 по 1977 год Цой посещал среднюю художественную школу, где возникла группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым[6]. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова[7] поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву[8]: Цой профессионально вырезал из дерева фигурки нэцкэ[9]. В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее — Брюса Ли, имиджу которого начал подражать[10]. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался «по-китайски» с Юрием Каспаряном.
Слайд 3

Творчество В конце 1970-х — начале 1980-х началось тесное общение между

Творчество

В конце 1970-х — начале 1980-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным

из хард-роковой группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6»; оба они познакомились в гостях у Андрея Панова (Свина), на квартире которого часто собирались компании, а также репетировала его собственная панк-группа «Автоматические удовлетворители».
Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок-металл на подпольных концертах Артемия Троицкого. Во время аналогичного выступления в Ленинграде по случаю юбилея Андрея Тропилло произошло первое знакомство Цоя с Борисом Гребенщиковым.
Слайд 4

Темы творчества Творчество Виктора Цоя можно считать уникальным, так как оно

Темы творчества

Творчество Виктора Цоя можно считать уникальным, так как оно не

подвластно времени. Он написал более ста двадцати песен и стихов.
Его песни можно классифицировать по темам:
1.О себе – прозрачный смысл, песни, основанные на реальных событиях: «Время есть, а денег нет», «Просто хочешь ты знать», «Бездельник», «Электричка»
2.Времена года, природа: «Солнечные дни», «Растопите снег», «Весна», «Лето», «Зима»
3. Ночь (любимое время суток): «Ночь», «Спокойная ночь», «Каждую ночь», «Твой номер»
4. Любовь: «Восьмиклассница», «Это – любовь», «Когда твоя девушка больна», «Любовь это не шутка», «Малыш»
5. Отцы и дети: «Мы хотим танцевать», «Битник», «Дальше действовать будем мы», «Мое настроение», «Дети минут», «Дети проходных дворов», «В наших глазах»
6. Война: «Война», «Группа крови», «Генерал», «Легенда», «Звезда по имени Солнце», «Завтра война»
7. Жизнь и смерть: «Асфальт», «Пора», «Верь мне», «Легенда»[2].
Слайд 5

Уникальные особенности В его стихах преобладают метафоры - скрытые сравнения: вместо

Уникальные особенности

В его стихах преобладают метафоры - скрытые сравнения: вместо

тепла - зелень стекла, сетка календаря, день догорает («Звезда по имени солнце»), войска туч («Апрель»), утро прожектором бьет, стучит пулеметом дождь, кирпичей-облаков («Странная сказка»), птицей стучится в жилах кровь («Звезда»), камнем лежать или гореть звездой («Кукушка»)
Цой использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, устойчивые выражения: игра не стоит свеч, в ногах правды нет, руками жар загребать, на миру смерть не красна, яблоку негде упасть, всему своё время, сидеть у разбитого корыта, пол-царства за коня. Многие он перефразирует. К примеру, яблоку негде упасть – каждому яблоку место упасть, пропадать - так с музыкой – без музыки не хочется пропадать, без вины виноватый – никто не хотел быть виноватым[3].
А многие фразы из его песен стали цитатами:
Война — дело молодых, лекарство против морщин («Звезда по имени Солнце»)
Я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал («Муравейник»)
Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…(«Легенда»)
Если есть стадо — есть пастух, если есть тело — должен быть дух («Песня Без Слов»)[4].
Олицетворения придают его стихам живость, реальность происходящего: стоит апрель, он придет, приведёт весну («Апрель»), ветер заждался («Красно-жёлтые дни»).
Слайд 6

Слайд 7

Мотивы лирики Среди фольклорных мотивов в поэзии В. Цоя особенно важен

Мотивы лирики

Среди фольклорных мотивов в поэзии В. Цоя особенно важен мотив

пути, тесно связанный с мотивом «своего» и «чужого» пространства. Он пронизывает все его творчество, эволюционируя от альбома к альбому. Мир, окружающий героя песен построен на четкой разноплановой антитезе, усиливающейся от первых альбомов к последнему. Наибольшая символизация в противопоставлении достигнута Цоем в альбомах «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце». В них обозначены два образа жизни, противопоставляемых   друг   другу:   замкнутая,   благополучная   жизнь семьянина («Они говорят им нельзя рисковать / Потому что у них есть дом / В доме горит свет») и жизнь человека дороги («И я не знаю точно, кто из нас прав / Меня ждет на улице дождь / Их ждет дома обед» («Закрой за мной дверь»). В народной культуре «свое» пространство – это центр, в котором находится «человек и его ближайшее окружение»; «степень «чужести» возрастает по мере удаления от центра» [3, с.581]. «Свое» пространство переходит в «чужое», которое «граничит или отождествляется с потусторонним миром» [3, с.581]. В свою очередь, путь – «один из важнейших концептов традиционной культуры, воплощенный в языке, фольклоре и обрядности славян; тесно связан с концептом движения. Путь служит синонимом судьбы. …Преодоление границ на пути – существенный мифопоэтический и ритуально-магический аспект переходных обрядов» «Свое» пространство, ассоциирующееся в первую очередь с домом, где обязательно «горит свет» (например, в текстах «Генерал», «Закрой за мной дверь», «Апрель» – прим.авт.) в тестах В. Цоя может быть уютным, родным:
Слайд 8

Смерть Легенды 15 августа 1990 года, трасса «Слока – Талси», Латвия.

Смерть Легенды

15 августа 1990 года, трасса «Слока – Талси», Латвия. Полдень.

Посреди дороги стоит «Москвич-2141», передняя часть кузова превратилась в гармошку. «Икарус-250» – передними колесами в реке, шофер, судя по всему, в шоковом состоянии. Тем временем, водителя «Москвича», провозившись минут 15 все-таки достают из машины. Им оказывается 28-летний Виктор Цой: правая сторона лица у него обезображена, ребра и конечности сломаны. Друзья музыканта вспоминали, что тот очень любил лихачить, часто развлекался, легонько ударяя в бампер машину Юрия Айзеншписа и души не чаял в своем новеньком автомобиле. По версии следствия, Цой заснул за рулем и вылетел на встречную полосу, прямо под колеса «Икаруса». А автобус просто не успел сманеврировать