Математика и живопись

Содержание

Слайд 2

Цели работы: - познакомиться с различными методами отображения трехмерного пространства на

Цели работы:
- познакомиться с различными методами отображения трехмерного пространства

на плоскости картины,
- проследить связь художественных методов с начертательной и проективной геометрией,
- изучить взаимосвязь науки и искусства.
Слайд 3

Важнейшие виды проекций: центральные, параллельные, ортогональные. Ортогональные, аксонометрические, центральные проекции прямоугольного

Важнейшие виды проекций: центральные, параллельные, ортогональные.

Ортогональные, аксонометрические, центральные проекции прямоугольного параллелепипеда

Перспективный

чертеж Покрова Богородицы на Нерли – геометрия, переходящая в искусство.
Слайд 4

От Моны Лизы Леонардо да Винчи , композиция которой также основана

От Моны Лизы Леонардо да Винчи , композиция которой также основана

на ромбе с острым углом 36 , Виллендорфску.ю Венеру отличает только величина угла. Но как важна эта величина для пропорций женского тела.

Виллендорфская Венера. Виллендорф. Австрия. Венрхний палеолит.Ок. XXVI тыс. до н.э. Виллендорфская Венера не так уж проста. Её туловище вписано в окружность , верхняя и нижняя половины тела – в равные равнобедренные треугольники, образующие ромб с острым углом 58 о.

Слайд 5

Искусству в Древнем Египте отводилась чрезвычайно важная роль: оно должно было,

Искусству в Древнем Египте отводилась чрезвычайно важная роль: оно должно было,

ни много, ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов.
Слайд 6

Бог Осирис у пруда с деревьями. Иллюстрация из «Книги мертвых» Так

Бог Осирис у пруда с деревьями. Иллюстрация из «Книги мертвых»

Так как

в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. Оно выработало язык, отвечающий идее постоянства ,- язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Особой живописностью отличались росписи некрополя фиванской знати.

Образы Древнего Египта были нарочито плоскими, в них не было глубины пространства. Проблема изображения трехмерного пространства египтянами не ставилась, их интересовали выделенные из среды и лишенные индивидуальных черт абстрактные образы – символы, а не то, как эти символы связаны между собой.

Слайд 7

Несмотря на хорошо разработанные условные приемы, проблема изображения глубины пространства неизбежно

Несмотря на хорошо разработанные условные приемы, проблема изображения глубины пространства неизбежно

вырастала в древнеегипетской живописи. В ряде случаев художник заслонял одну фигуру другой, однако такой прием не всегда давал ожидаемые результаты.

Поскольку художник не мог дать все три проекции предмета, он давал одну в наиболее выгодном ракурсе. Показ предмета с выгодной точки зрения не останавливал художника перед явными с современной точки зрения казусами. В одном рисунке совмещены несколько различных проекций.

Слайд 8

Леонардо Да Винчи. Тайная Вечеря. Фреска. 1496-1497г.г.Через 500 лет Сальвадор Дали

Леонардо Да Винчи. Тайная Вечеря. Фреска. 1496-1497г.г.Через 500 лет Сальвадор Дали

в своей «Тайной вечере » повторит зеркальную симметрию композиции Леонардо, но главную точку сместит с глаза Христа на его уста, ибо для Дали окном души в мир станет не леонардово зрение, а демокритово умозрение
Слайд 9

«Геометрическую часть» учения о перспективе, которая да­вала универсальный способ построения на

«Геометрическую часть» учения о перспективе, которая да­вала универсальный способ построения на

плоскости картины окружающего пространства с помощью прямых линий — линии горизонта, линий схода и т. п.,— стали называть линейной перспективой, «Живописная часть» учения о передаче глубины пространства живописными сред­ствами была названа воздушной перспективой.

Считая зрение высшей формой знания, а себя – «учеником опыта», гений Высокого Возрождения Леонардо да Винчи подразделял учение о перспективе на три части: «Первая из них содержит только очертания тела, вторая – об уменьшении (ослаблении) цветов на различных расстояниях; третья – об утрате отчетливости тел на различных расстояниях».

Слайд 10

Интересен перспективный анализ картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Пространство в

Интересен перспективный анализ картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Пространство в

тайной вечере умышленно ограничено: перспективные линии продолжают перспективу трапезной, но не уводят в глубину, а замыкаются написанной стеной с окнами, таким образом, помещение, где находится фреска, кажется только слегка продолженным, но его простые очертания зрительно не нарушены. Главная точка картины, куда ведут об­разы параллельных линий стен и потолка, приходится на правый глаз Христа, т.е. ее геометрический и смысловой центры совпадают.