История развития психопатологии в зарубежный странах

Слайд 2

Возможность свободного высказывания истинно научных материалистических взглядов появилась во времена Французской

Возможность свободного высказывания истинно научных материалистических взглядов появилась во времена Французской

буржуазной революции после краха старой идеологии. Это сказалось и на правовом положении больных в обществе и на отношении к ним социального окружения. Появилась возможность законодательного преобразования положения психически больных.
Слайд 3

Большая заслуга в решении этого вопроса принадлежит выдающемуся французскому психиатру Ф.

Большая заслуга в решении этого вопроса принадлежит выдающемуся французскому психиатру Ф.

Пинелю (1745 – 1826), главному врачу крупной психиатрической больницы. Он снял с душевнобольных сковывающие железные цепи, что способствовало их успокоению и улучшению общего состояния. Имя Пинеля вошло в историю мировой психиатрии, но реформа его не была при нем завершена. По-прежнему применялись смирительные рубашки, ремни другие средства насильственного удерживания больных.
Слайд 4

Ученик и последователь Пинеля Ж. Эскироль (1772 – 1840) продолжил дело

Ученик и последователь Пинеля Ж. Эскироль (1772 – 1840) продолжил дело

своего учителя. Он потребовал вместо изоляции больных в тюрьмах помещать их в лечебные учреждения и обязательно проводить медицинские осмотр. Эскироль в труде «О душевных болезнях» описал отдельные симптомы психических заболеваний и подверг их определенной классификации. Последователем Пинеля явился ирландский врач Д. Конолли (1794 – 1866). Он разработал мероприятия по организации психиатрических лечебниц, вошедшие в историю под названием «системы нестеснения» (no restraint), выступил против насильственных мер по отношению к психическим больным, в частности против связывания их, за освобождение от смирительных рубашек. Большую роль в организации помощи психически больным в США сыграл Б. Раш (1745 – 1813). Он также стоял за гуманное отношение к психическим больным. Развитие психиатрии в Германии было связано с господствованием здесь в первой половине XIX века идеалистических взглядов на сущность психических процессов. Философы-идеалисты того времени (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг), признавая первичность духа, способствовали тем самым становлению дуализма в психиатрии, что привело к образованию двух идеологических школ: «психиков» и «соматиков».
Слайд 5

Сторонники первой школы, в частности Гейнрот (1773 – 1843), считали, что

Сторонники первой школы, в частности Гейнрот (1773 – 1843), считали, что

источником психических заболеваний является патология «духа», «порочность души», безнравственность человека. Подобная точка зрения на природу психической деятельности не только требовала от больного признания в совершении им якобы грехов, но и способствовала применению особых «психотерапевтических» методов лечения, во время которых больные подвергались настоящим пыткам. Их неожиданно обливали холодной водой, помещали во вращающееся колесо, сбрасывали в воду и т. д.
Представители школы «соматиков», идеологом которых был Якоби (1775 – 1858), утверждали, что психическая болезнь является результатом соматической патологии, что «душа» сама по себе бессмертна и несовместима с понятием материальных основ психической деятельности. Для лечения больных они рекомендовали назначать голодную диету, рвотные и слабительные средства, кровопускания, т. е. для подавления симптомов психических расстройств (психомоторное возбуждение, агрессивность, страх) использовали фактически те же репрессивные методы.
На более высокую научную ступень поднялось учение немецкого психиатра В. Гризингера (1817 – 1868). Он объяснял психические заболевания с материалистических позиций, утверждая возможность рефлекторной природы психической деятельности и считая психические нарушения результатом болезни мозга. Гризингер был не только сторонником взглядов Конолли, но и претворял его идеи в жизнь. Он настаивал на освобождении больных от всяческих мер стеснения и оказания им медицинской помощи.
Французский психиатр Б. Морель (1809 – 1872) полагал, что основной причиной психических расстройств является наследственная отягощенность, что патологические признаки болезней накапливаются из поколения в поколение, а такие болезни, как туберкулез, сифилис, алкоголизм, служат провоцирующими факторами и способствуют утяжелению психического заболевания.
Слайд 6

Фрейд разработал методику психоанализа в 1896 году, однако некоторое время научно-медицинское

Фрейд разработал методику психоанализа в 1896 году, однако некоторое время научно-медицинское

окружение скептически относилось к ней. Не признавали методику Фрейда и психологи-идеалисты, так как его система взглядов расходилась с традиционными представлениями о психике. Тем не менее спустя несколько лет Фрейду удалось привлечь на свою сторону ряд молодых ученых и основать в 1903 году Венское психоаналитическое общество. Вместе с тем, в частности А. Адлер, К. Юнг, подвергли критике его учение.
Адлер (1922), к примеру, выдвинул новую систему взглядов, назвав ее индивидуальной психологией, где фрейдовскую трактовку пансексуализма заменил идеей бессознательного стремления человека к власти. Согласно этой идеи, в каждом человеке существует врожденное чувство неполноценности, из-за которого он постоянно стремится к превосходству над другими, к подавлению другого человека.
Таким образом, Адлер отрицал доминирующую в психике роль сексуальности и механизмов подсознательной деятельности, однако его концепция о жажде власти, врожденных комплексах влечения к агрессии и могуществу, по существу, не отличаются от фрейдовских, поскольку также основываются на инстинктах жизни, смерти и разрушения. У Адлера биологизация бессознательного, субъективная трактовка психических процессов та же, что и в «классическом» фрейдизме.
Юнг (1924) назвал свое учение аналитической психологией. Он не признавал такие понятия фрейдовского психоанализа, как «Эдипов комплекс», «вытеснение», «сублимация», считая, что взятые за их основу явления не имеют места в реальной жизни. Юнг бессознательные акты в деятельности человека объяснял наличием в организме особой энергии, способной переходить из одного вида в другой. Следовательно, Юнг использовал физические законы природы для объяснения общественных явлений и создал учение о коллективном бессознательном. Он утверждал, что коллективное бессознательное в человечестве является носителем его расовых черт и способно передаваться из поколения в поколение.