История одного шедевра. Людвиг ван Бетховен

Содержание

Слайд 2

История одного шедевра Людвиг ван Бетховен Соната №14 Работа учителя музыки Пакулиной И.П.

История одного шедевра Людвиг ван Бетховен Соната №14 Работа учителя музыки Пакулиной И.П.

Слайд 3

Знаменитая Лунная соната Бетховена появилась в 1801 году. В те годы

Знаменитая Лунная соната Бетховена появилась в 1801 году. В те годы

композитор переживал не лучшее время в своей жизни. 
Слайд 4

С одной стороны, он был успешен и популярен, его произведения становились

С одной стороны, он был успешен и популярен, его произведения становились

все более популярными, его приглашали в знаменитые аристократические дома. 
Слайд 5

Тридцатилетний композитор производил впечатление жизнерадостного, счастливого человека, независимого и презирающего моду,

Тридцатилетний композитор производил впечатление жизнерадостного, счастливого человека, независимого и презирающего моду,

гордого и довольного. Но в душе Людвига терзали глубокие переживания – он стал терять слух.
Слайд 6

Это было страшной бедой для композитора, ведь до болезни слух Бетховена

Это было страшной бедой для композитора, ведь до болезни слух Бетховена

отличался изумительной тонкостью и точностью, он способен был заметить малейший неверный оттенок или ноту, почти зрительно представлял себе все тонкости богатых оркестровых красок.
Слайд 7

Причины болезни так и остались неизвестными

Причины болезни так и остались неизвестными

Слайд 8

невыносимый шум в ушах мучил Бетховена и днем, и ночью, и

невыносимый шум в ушах мучил Бетховена и днем, и ночью, и

целое сообщество профессионалов в области медицины ничем не могло ему помочь
Слайд 9

Уже к 1800 году композитору приходилось стоять очень близко к эстраде,

Уже к 1800 году композитору приходилось стоять очень близко к эстраде,

чтобы слышать высокие звуки игры оркестра, он с трудом различал слова говоривших с ним людей.
Слайд 10

В это время в его жизни появилась юная Джульетта Гвиччарди. Ей

В это время в его жизни появилась юная Джульетта Гвиччарди. Ей

было шестнадцать, она обожала музыку, прекрасно играла на рояле и стала ученицей великого композитора. И Бетховен влюбился, сразу и безвозвратно.
Слайд 11

И Бетховен влюбился, сразу и безвозвратно. Он всегда видел в людях

И Бетховен влюбился, сразу и безвозвратно. Он всегда видел в людях

только лучшее, а Джульетта представлялась ему совершенством, невинным ангелом, сошедшим к нему для утоления его тревог и печалей. Его пленили жизнерадостность, добродушие и общительность юной ученицы. У Бетховена и Джульетты завязались отношения, и он почувствовал вкус к жизни.
Слайд 12

Он стал чаще выходить в свет, он заново научился радоваться простым

Он стал чаще выходить в свет, он заново научился радоваться простым

вещам – музыке, солнцу, улыбке возлюбленной.
Слайд 13

Бетховен мечтал, что когда-нибудь назовет Джульетту женой. Наполненный счастьем, он начал

Бетховен мечтал, что когда-нибудь назовет Джульетту женой. Наполненный счастьем, он начал

работу над сонатой, которую назвал «Соната в духе фантазии».

Соната для фортепиано No14 до-диез минор, написанная в 1800-1801 гг

Слайд 14

Ветреная и легкомысленная кокетка завела роман с аристократичным графом Робертом Галленбергом.

Ветреная и легкомысленная кокетка завела роман с аристократичным графом Робертом Галленбергом.

Ей стал неинтересен глухой, необеспеченный композитор из простой семьи.
Слайд 15

Очень скоро Джульетта стала графиней Галленберг. Соната, которую Бетховен начал писать

Очень скоро Джульетта стала графиней Галленберг. Соната, которую Бетховен начал писать

в состоянии настоящего счастья, восторга и трепетной надежды, была закончена в гневе и ярости. 
Слайд 16

6 октября 1802 года Бетховен написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание» — траги­ческий

 

6 октября 1802 года Бетховен написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание» — траги­ческий документ, в

котором отчаян­ные мысли об утрате слуха сочетаются с го­речью обманутой любви.
Слайд 17

После смерти Бетховена в ящике его письменного стола нашлось письмо, которое

После смерти Бетховена в ящике его письменного стола нашлось письмо, которое

Людвиг адресовал беспечной Джульетте. В нем он писал о том, как много она для него значила, и какая тоска нахлынула на него после измены Джульетты. Мир композитора рухнул, а жизнь потеряла смысл. 
Слайд 18

Несмотря на протесты критиков, именно это наименование и закрепилось за произведением.

Несмотря на протесты критиков, именно это наименование и закрепилось за произведением.

«Лунной»

сонату назвал один из лучших друзей Бетховена, поэт Людвиг Рельштаб, уже после его смерти. При звуках сонаты он представлял себе тихую гладь озера и плывущую по ней одинокую лодку под неверным светом луны.
Слайд 19

Ее первая часть медленная и нежная, а финал звучит, как ураган, сметающий все на своем пути.

Ее первая часть медленная и нежная, а финал звучит, как ураган,

сметающий все на своем пути.
Слайд 20

Любопытно, но многие композиторы, музыкальные критики выступали против такого названия. А.

Любопытно, но многие композиторы, музыкальные критики выступали против такого названия. А.

Рубинштейн отмечал, что первая часть сонаты глубоко трагична и в ней скорее всего показано небо с густыми облаками, но никак не лунный свет, который по идее должен выражать мечты и нежность.
Слайд 21

Известный композитор Ф. Лист назвал вторую часть сонаты «Цветком среди пропасти».

Известный композитор Ф. Лист назвал вторую часть сонаты «Цветком среди пропасти».

Действительно, некоторым слушателям кажется, что вступление очень похоже на едва раскрывшийся бутон, а уже вторая часть – это само цветение.
Слайд 22

Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии» (итал. quasi una fantasia), поскольку

Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии» (итал. quasi una fantasia), поскольку

в ней нарушена традиционная последовательность частей «быстро-медленно-[быстро]-быстро». Вместо этого, соната имеет линейную траекторию развития - от медленной первой части к бурному финалу. В сонате 3 части: 1. Adagio sostenuto 2. Allegretto 3. Presto agitato
Слайд 23

Первая часть сонаты cis-moll трагическая с первой до послед­ней ноты (на

Первая часть сонаты cis-moll трагическая с первой до послед­ней ноты (на

это намекает и минорный лад) и та­ким образом представляет подернутое облаками небо — мрачное душевное настроение; последняя часть бурная, страстная и, следовательно, выра­жающая нечто совершенно противоположное крот­кому свету. Только маленькая вторая часть допускает минутное лунное сияние...».
Слайд 24

Ромен Роллан: "Внезапное адажио… пиано… Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание

Ромен Роллан: "Внезапное адажио… пиано… Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание

пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая поток."
Слайд 25

Сегодня вряд ли найдется человек, никогда не слышавший «Лунной сонаты» Л.

Сегодня вряд ли найдется человек, никогда не слышавший «Лунной сонаты» Л.

Бетховена, ведь это одно из самых известных и любимых произведений в истории музыкальной культуры
Слайд 26