Мусоргский Модест Петрович (1839—1881), русский композитор

Слайд 2

«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя

«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя

задача. Я пытался разрешить ее в опере».
М. П. Мусоргский

Смелое новаторство Мусоргского проявилось, прежде всего, в самом отборе тем и сюжетов. Впервые в жанре камерной вокальной музыки появился реалистический рассказ о народной жизни, впервые появился новый герой – русский крестьянин. Композитор вслушивался в русскую народную песню, русскую народную речь и претворял эти впечатления в своем необычайно своеобразном и выразительном музыкальном языке.

Слайд 3

«Как теперь хорош «Борис»! Просто великолепие, - писал А. П. Бородин.

«Как теперь хорош «Борис»! Просто великолепие, - писал А. П. Бородин.

– Я уверен, что он будет иметь успех, если будет поставлен».
В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина.
«Борис Годунов» принадлежит к числу величайших достижений мирового искусства.
Слайд 4

В 1873 г. Мусоргский начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина»

В 1873 г. Мусоргский начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина»

на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. В этой «исторической хронике» (как ее назвал академик Б. Асафьев) композитор нарисовал исключительно по смелости и выразительности картину русской жизни конца семнадцатого столетия. Опера не была закончена, и после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым.
Слайд 5

В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на

В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на

сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи).
Впервые она прозвучала в Петербурге со сцены в концертном исполнении 16 марта 1911 года.
Слайд 6

Путь произведений Мусоргского к признанию был многотрудным. Но спустя много лет

Путь произведений Мусоргского к признанию был многотрудным. Но спустя много лет

после смерти композитора, не только все отечественные оперные театры, но и крупнейшие театры мира ставят оперы Мусоргского.
Мусоргский – оперный драматург, ушел из жизни, оставив завершенным лишь «Бориса Годунова».
«… Сочинения эти были так талантливы, своеобразны, так много вносили нового и живого, что издание их являлось необходимым… для исполнения, для практически-художественных целей, для ознакомления с его громадным талантом…» - писал Н. А. Римский-Корсаков.
Слайд 7

«Драматична судьба композитора, сложна судьба его творческого наследия, но бессмертна слава

«Драматична судьба композитора, сложна судьба его творческого наследия, но бессмертна слава

Мусоргского, ибо музыка была для него и чувством и мыслью о горячо любимом русском народе - песнью о нем...» (Б. Асафьев).