Особенности драматургии симфонической музыки

Содержание

Слайд 2

Что же такое СИМФОНИЯ? Симфония. В нынешнее время этим словом, которое

Что же такое СИМФОНИЯ?

Симфония. В нынешнее время этим словом, которое с

греческого переводится как созвучие, именуют наполненное глубоким идейным содержанием масштабное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром того или иного состава: симфоническим, духовым, народным, камерным.
Слайд 3

Это интересно В классической симфонии обычно 4 части: первая часть -

Это интересно

В классической симфонии обычно 4 части: первая часть - в

быстром темпе (аллегро), в сонатной форме; вторая часть - в медленном темпе, обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты; третья часть - скерцо или менуэт — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A).
НО были и другие ……..
Слайд 4

Симфония № 8 («Неоконченная») Франса Шуберта Австрийский композитор, один из основоположников

Симфония № 8 («Неоконченная») Франса Шуберта

Австрийский композитор, один из основоположников романтизма

в музыке.

1797 - 1882

Слайд 5

Романтическими (первоначально) называли произведения на романских языках: итальянском, французском, испанском. Так

Романтическими (первоначально) называли произведения на романских языках:
итальянском,
французском,
испанском. Так родились

жанры: роман – в литературе, романс – в музыке.
Слайд 6

Благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматической симфонии. Одним из первых шедевров

Благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматической симфонии. Одним из первых шедевров

мировой музыкальной культуры стала его симфония №8.
«Я пел песни и пел их много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании, оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу», - писал Ф. Шуберт.
Эта идея и определила содержание симфонии №8. Она явилась обобщением образов вокальных сочинений композитора, разросшимся до значения жизненно важных проблем: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность.
Слайд 7

В 1865 году один из венских капельмейстеров составлял программу концерта старой

В 1865 году один из венских капельмейстеров составлял программу концерта старой

венской музыки. Для этого он перебирал кипы старинных рукописей. В одном неразобранном архиве он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си-минорная симфония. Она была исполнена впервые в декабре 1865 года - через 43 года после создания.
Слайд 8

До сих пор во всём мире ведутся споры, является ли она

До сих пор во всём мире ведутся споры, является ли она

незавершённой, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо принятых в то время четырёх.
Слайд 9

Существует мнение, что композитор собирался писать обычную четырёхчастную симфонию. Его идеалом,

Существует мнение, что композитор собирался писать обычную четырёхчастную симфонию. Его идеалом,

к которому он стремился приблизиться, был Бетховен. Это доказала Большая До мажорная симфония Шуберта. А написав эти две части, он мог просто испугаться - так они не были похожи на всё написанное в этом жанре до него. Вероятно, композитор не понял, что созданное им - шедевр, открывающий новые пути в развитии симфонии, счёл симфонию неудачей и оставил работу.
Слайд 10

С Франца Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры.

С Франца Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры.

На протяжении жизни он создал более 600 песен. Их форма (обычно куплетная или куплетно-вариационная) всегда определяется «движением» музыкально-поэтического образа. Для многих песен композитора характерно сквозное драматическое развитие. Художественное целое создают мелодии, оттеняющие все нюансы текста, и выразительное развернутое сопровождение «Лесной царь», «Форель» и др.).
Слайд 11

Музыка этой симфонии обобщает образы вокальных сочинений и отражает жизненно важные

Музыка этой симфонии обобщает образы вокальных сочинений и отражает жизненно важные

проблемы: человек и судьба,
любовь и смерть,
идеал и действительность.
Слайд 12

Современники Шуберта назвали Симфонию № 8 «Неоконченной» потому, что в ней

Современники Шуберта назвали Симфонию № 8 «Неоконченной» потому, что в ней

не 4 части, как у композиторов-классиков, а всего 2.
Слайд 13

1-я часть написана в форме сонатного allegro. Сосредоточенная тема вступления –

1-я часть написана в форме сонатного allegro. Сосредоточенная тема вступления – это

своеобразный эпиграф сочинения. Давая стимул к развитию она неоднократно повторяется в 1 части. Главная и побочная темы экспозиции не противоречат друг другу. Отсутствие конфликта приводит к необычности разработки: она основана на теме вступления. Реприза не приносит успокоения. Разыгравшаяся «драма чувств» завершается ещё одним , последним появлением темы-эпиграфа.
Слайд 14

Вторая часть - мир других образов. Это поиски новых, светлых сторон

Вторая часть - мир других образов. Это поиски новых, светлых сторон

жизни, примирённость с ней. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоения. Изумительной красотой отличаются обе темы этой части: и широкая песенная главная, и побочная, проникнутая тонкими психологическими оттенками.
Очень эффектно завершает композитор симфонию: постепенно затухает, растворяется начальная тема. Возвращается тишина...
Слайд 15

«Музыка Шуберта - может сказать гораздо больше, чем любые мемуары и

«Музыка Шуберта - может сказать гораздо больше, чем любые мемуары и

записки, потому что она сама звучит, как неистощимо содержательный, эмоционально объективный дневник».
Б. Асафьев