П. Чайковский. Времена года

Содержание

Слайд 2

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин

Слайд 3

«Времена года» - это не просто цикл ярких характеристичных пьес, которые

«Времена года» - это не просто цикл ярких характеристичных пьес, которые

знакомы практически каждому с самого детства. Это настоящий личный дневник композитора, куда он старательно записал все памятные и дорогие для него эпизоды, удивительные картины природы. Здесь тесно сплелись городские картины жизни, деревенский быт, бескрайние просторы и чувства. Что и отличает фортепианный цикл маэстро от других подобных произведений.
Слайд 4

Возникновение известнейшего цикла Петра Ильича Чайковского связано напрямую с журналом «Нувеллист»,

Возникновение известнейшего цикла Петра Ильича Чайковского связано напрямую с журналом «Нувеллист», который начал

свою деятельность с 1842 года. Это издание знакомило читателей со всеми новинками из мира музыки, работами отечественных и зарубежных композиторов. Петр Ильич успешно сотрудничал с журналом с 1873 года, тогда он написал специально для издания несколько вокальных произведений. На этот раз издатель журнала Н. М. Бернард в ноябре 1875 года обратился к Чайковскому с просьбой сочинить цикл пьес и пообещал весьма приличный гонорар.
Слайд 5

Когда пьесы были готовы и их опубликовали в «Нувеллисте», Бернард к

Когда пьесы были готовы и их опубликовали в «Нувеллисте», Бернард к

ним добавил поэтические эпиграфы, чтобы полнее раскрыть замысел композитора.
Само наименование «Времена года» впервые возникло в конце 1876 года, когда был издан полностью весь цикл. Во всех последующих изданиях этот заголовок сохранился. Впрочем, Бернард все же внес свою лепту, добавив к заголовку пояснение «12 характерных картинок».
Слайд 6

«Январь. У камелька» И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В

«Январь. У камелька»

И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет уголёк,
И

свечка нагорела.
А.С. Пушкин «У камина»

Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. Здесь музицировали, читали, беседовали или, как сказали бы сейчас, общались. Но иногда у камина просто сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию.
Музыка этой пьесы элегичная, спокойная, но в первой части слышны выразительные интонации, это как бы человеческая речь, короткие фразы, которыми обмениваются люди, задумчиво смотрящие на пламя.
Вторая часть более оживлённая, а третья как бы повторяет первую, но воспоминания, навеянные раздумьями, уступают место реальности…

Слайд 7

«Февраль. Масленица» Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир. П.А. Вяземский Б.

«Февраль. Масленица»

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
П.А. Вяземский
Б. Кустодиев «Масленица»

Известно, что масленица

– это последняя неделя перед Великим постом. Она отличается шумными гуляньями, блинами – всё это языческие традиции, но они плотно вошли в жизнь людей и считаются необходимыми атрибутами, предваряющими начало Великого поста, а также символизируют проводы зимы и встречу весны.
И вот эту картину народного гулянья рисует композитор в пьесе. Она состоит из калейдоскопических картинок, которые сменяют одна другую, но одна главная тема в пьесе присутствует постоянно: тема народного гулянья.
Слайд 8

«Март. Песня жаворонка» Поле зыблется цветами, В небе льются светы волны.

«Март. Песня жаворонка»

Поле зыблется цветами,
В небе льются светы волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые

бездны полны.
А.Н. Майков

Пение жаворонка в России связано с приходом весны. Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, – вот основные темы этой пьесы. Музыкальная картинка настолько яркая, что даже маленькие дети, не зная названия пьесы, угадывают в ней звуки птичьего пения.

Слайд 9

«Апрель. Подснежник» Голубенький, чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние

«Апрель. Подснежник»

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О

счастье ином…
А.Н. Майков

У этой пьесы ритм вальса, но она наполнена нетерпеливым волнением, порывом, что свойственно первым чувствам, когда сердце полно ожиданием новых встреч… Весна пробуждает не только природу, но и человеческие чувства. Первый весенний цветок так же трогателен, как трогательна первая любовь, которую скрывают до поры до времени, но вот уже скрыть её невозможно – и она, как подснежник, вырывается наружу…

Слайд 10

«Май. Белые ночи» Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной

«Май. Белые ночи»

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из

царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май!
А.А. Фет

В этой пьесе создан городской пейзаж, знаменитые петербургские белые ночи, когда воздух полон романтического настроения, когда хочется гулять всю ночь и дышать весной, вздыхать от восторга, мечтать о счастье…
Чайковский любил Петербург, здесь прошла бо́льшая часть его жизни: учёба, становление как композитора, артистический успех.

Слайд 11

«Июнь. Баркарола» Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать.

«Июнь. Баркарола»

Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать.
Звёзды с таинственной

грустью
Будут над нами сиять.
А.Н. Плещеев

Баркарола – песнь лодочника в итальянской народной музыке, в частности, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами. Песни эти певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки. Именно такой – нежной и певучей – является эта пьеса. Но пейзаж у Чайковского не итальянский, а петербургский, т.к. в городе на Неве много каналов и речек, по которым скользят лодки.
Музыка первой части пьесы звучит выразительно и широко, затем настроение становится беззаботным и радостным, а в третьей части мелодия вновь становится спокойной и постепенно удаляется, заканчиваясь журчанием воды.

Слайд 12

«Июль. Песнь косаря» Раззудись, плечо, Размахнись, рука! Ты пахни в лицо,

«Июль. Песнь косаря»

Раззудись, плечо,
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
А.В. Кольцов
Г.

Мясоедов «Косари»

Это сцена из народной деревенской жизни. Пьеса состоит из трёх частей и вся наполнена народными напевами – во время косьбы на Руси всегда пели. Первая и третья части – широкая и ритмичная песня, а средняя часть напоминает звуки русских народных инструментов.

Слайд 13

«Август. Жатва» Люди семьями Рожь высокую! В копны частые Снопы сложены.

«Август. Жатва»

Люди семьями
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрипит музыка.
А.В.

Кольцов

Жатва – важнейшая пора  в крестьянской жизни. В поле обычно работали семьями, всегда при этом пели. В рукописи Чайковского сделан подзаголовок «Скерцо», оживлённый темп. В жизни действительно во время уборки урожая хлеба всегда царило радостное оживление, душевный подъём. «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж», – говорил композитор. Но изобразить это время при помощи музыкальных звуков он всё-таки смог.

Слайд 14

«Сентябрь. Охота» Пора, пора! Рога трубят, Псари в охотничьих уборах; Чем

«Сентябрь. Охота»

Пора, пора! Рога трубят,
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет, уж на

конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.
А.С. Пушкин «Граф Нулин»

Охота в российских дворянских поместьях в XIX в. в осенние месяцы была самой главной забавой и чередой приключений, поэтому готовились к этому событию заранее. И вот наступал момент, когда охота была разрешена. Охотой занимались не столько ради промысла, сколько ради азарта, проявления силы, ловкости, мужества… И все эти чувства присутствуют в пьесе, даже призывный звук рога.

Слайд 15

«Октябрь. Осенняя песнь» Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые

«Октябрь. Осенняя песнь»

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру

летят…
А.К. Толстой

Пожалуй, это самая известная пьеса цикла. Она входит в репертуар учеников музыкальной школы и является любимым произведением многих из них. И хотя тема пьесы – осень, грусть, увядание природы, но картина, нарисованная средствами музыки, настолько яркая и понятная, что маленькие музыканты с удовольствием сопереживают композитору в его чувстве грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа. То есть в этой пьесе слиты воедино пейзаж и чувства человека.

Слайд 16

«Ноябрь. На тройке» Не гляди же с тоской на дорогу, И

«Ноябрь. На тройке»

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой

вослед не спеши.
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.
Н.А. Некрасов

В Средней России в ноябре уже выпадает снег, поэтому появление тройки лошадей с колокольчиками под дугой – явление обычное. Начинается пьеса широкой мелодией, которая символизирует русские просторы. Вдруг вдали слышен звон приближающихся колокольчиков, они всё ближе, ближе, и вот их звон переходит в песню ямщика.
Пронеслась тройка, и звон колокольчиков постепенно удаляется и затем исчезает.

Слайд 17

«Декабрь. Святки» Святками в России называют время от Рождества до Крещения.

«Декабрь. Святки»

Святками в России называют время от Рождества до Крещения. Это

весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями: на Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками. Девушки гадали, ждали своих суженых.
Этой пьесе композитор дал подзаголовок «Вальс». Вальс был самым популярным танцем в салонах и на домашних танцевальных вечерах. Заканчивается пьеса вальсом, который все танцуют вокруг рождественской ёлки.

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок Сняв с ноги бросали." В.А.Жуковский

Слайд 18

Интересные факты Чайковский не единственный из композиторов, кто написал цикл «Времена

Интересные факты

Чайковский не единственный из композиторов, кто написал цикл «Времена года».

Ранее эту тему затронулАнтонио Вивальди, сочинивший 4 струнных концерта, которые соответствовали разным сезонам. Астор Пьяцолла написал цикл из четырех пьес, выполненных в стиле танго. Композитор Григор Ахинян создал танцевальный цикл «Времена года». Помимо этого, существует большое количество одноименных балетов, а также оратория Й. Гайдна.
В живописи также имеются циклы «Времена года» (Никола Пуссена, Джузеппе Арчимбольдо). Франческо Соцци создал цикл фресок, соответствующих сезонам, а Марк Шагал – мозаику.
В одной из пьес Чайковский показывает романтический образ Петербурга. С этим городом его многое связывало. Именно здесь он пережил свой триумф и обрел признание публики.
В первой половине XIX века большую популярность в отечественной музыке приобрели баркаролы. Они прочно вошли в русскую лирику, а также проникли в поэзию и живопись.
Фортепианный цикл Чайковского исполняли многие известнейшие пианисты, такие как Святослав Рихтер, Андрей Никольский, Михаил Плетнев.
Фестиваль «Кружева», проходивший в Вологде (2016), сумел покорить слушателей, ведь на нем было сразу представлено шесть вариантов пьесы «Осенняя песнь» из цикла.