Послевоенный музыкальный авангард

Содержание

Слайд 2

Вольфганг Штайнеке Штайнеке особенно известен тем, что инициировал Darmstädter Ferienkurse ,

Вольфганг Штайнеке

Штайнеке особенно известен тем, что инициировал Darmstädter Ferienkurse , который

начался в 1946 году как International Summer Курсы новой музыки, которые позже были под управлением Музыкального института им. Кранихштейна. Они снова подключили Германию к международной арене современной классической музыки , которая была вырезана нацистами.

Вольфганг Штайнеке (слева) с Хайнцем Дресселем в 1957 г.

Слайд 3

Автор музыкальных произведений: романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г.

Автор музыкальных произведений: романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г.

Тракля, Т. Дёйблера), пьес для оркестра, обработок французских народных песен, инструментовок фортепианных пьес Р. Шумана и др.

Теодор Адорно

Слайд 4

Пьер Булез

Пьер Булез

Слайд 5

1945 — Нотации / Notations для фортепиано 1946 — Соната для

1945 — Нотации / Notations для фортепиано
1946 — Соната для фортепиано No. 1
1946/51/88—89 — Свадебный лик / Le visage

nuptial для сопрано, контральто, женского хора и оркестра
1947—1948 — Соната № 2 для фортепиано (1947—48)
1948/50/58/65 — Солнце вод / Le soleil des eaux для сопрано соло, смешанного хора и оркестра
1948—49 — Книга для квартета / Livre pour quatuor (квартет струнных)
1951 — Полифония X / Polyphonie X
1951 — Структуры для двух фортепиано. Тетрадь I / Structures, Livres I
1953—55 — Молоток без мастера / Le marteau sans maître для контральто, альтовой флейты, гитары, вибрафона, ксилоримбы, ударных и альта на стихи Рене Шара
1955—57/63 … — Соната № 3 для фортепиано

Произведения:

Слайд 6

- Пьер Булез. «Случайность» — не эстетическая категория. «Случайность» может принести

- Пьер Булез.

«Случайность» — не эстетическая категория. «Случайность» может принести что-нибудь интересное

только один раз из миллиона.
Сочинение «с помощью случайности» не есть сочинение вовсе. Сочинение … подразумевает компоновку различных элементов. Мне интересно, какие случайные звуки встречаются на улице, но я никогда не рассматриваю их как готовую музыкальную композицию. Есть большая разница между неорганизованными звуками и теми из них, которые находятся внутри полной организации.
Слайд 7

Перекрёстная игра (Kreuzspiel), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951)

Перекрёстная игра (Kreuzspiel), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951)
Пункты

(Punkte), для оркестра (1952)
Фортепианные пьесы I—IV (Klavierstücke I—IV, 1952—1953)
Контра-пункты (Kontra-Punkte), для флейты, кларнета, бас-кларнета, фагота, трубы, тромбона, фортепиано, арфы, скрипки, виолончели (1953)
Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II), электронная музыка (1953—1954)
Фортепианные пьесы V—X (Klavierstücke V—X, 1954—1955)
Пение отроков (Gesang der Jünglinge), электронная музыка (1955—1956)

Карлхайнц Штокхаузен

Слайд 8

Интуитивная музыка — одна из форм спонтанной музыкальной импровизации на основе

Интуитивная музыка

— одна из форм спонтанной музыкальной импровизации на основе экспромтного звукового воплощения какой-либо идеи,

которая изначально может быть выражена в виде слов, графики, пластики или каким-либо иным способом
Слайд 9

К интуитивным произведениям Штокхаузена относятся, например циклы «Из семи дней» («Aus

К интуитивным произведениям Штокхаузена относятся, например циклы «Из семи дней» («Aus den sieben

Tagen», пятнадцать текстов интуитивной музыки, 1968)[5], «Из грядущих времён» («Für kommende Zeiten», семнадцать текстов интуитивной музыки, 1968—1970) и другие.
Слайд 10

Кейдж известен прежде всего трёхчастной композицией «4′33″» 1952 года, во время

Кейдж известен прежде всего трёхчастной композицией «4′33″» 1952 года, во время

исполнения которой не играется ни один звук.
Содержание композиции заключается в том, чтобы воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку, а не просто как четыре минуты и тридцать три секунды тишины.
Эта композиция стала одним из самых спорных произведений двадцатого века.
Другое известное изобретение Кейджа — подготовленное фортепиано (между струн фортепиано помещаются различные предметы — бумага, монетки, скрепки и т. д. — что приводит к изменению звучания инструмента), для которого он написал многочисленные произведения, в том числе некоторые концертные пьесы, самыми известными из которых являются Сонаты и Интерлюдии (1946—1948)

Джон Кейдж

Слайд 11

— Джон Кейдж Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние

— Джон Кейдж

Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации,

избежать субъективизма в моих пристрастиях и антипатиях.
Слайд 12

Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях — достижение максимально эмоционального

Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях — достижение максимально эмоционального воздействия

на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия.
Так, например, сочинение для 48 струнных «Полиморфия» (1961) было основано на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими «Плача по жертвам Хиросимы».

Кшиштоф Пендерецкий

Слайд 13

Серьезная музыка 1970-х – 1990-х гг.

Серьезная музыка 1970-х – 1990-х гг.

Слайд 14

Вольфганг Рим Творчество Вольфганга Рима — это не шаг «назад от

Вольфганг Рим

Творчество Вольфганга Рима — это не шаг «назад от авангарда»,

а, скорее, появление нового, эмоционально открытого, «диалогово» и культурологически ориентированного музыкального мышления, прошедшего горнило «строгой» дармштадтской школы и сохранившего в себе её отпечаток. Ему свойственна принципиальная, не особенно скрываемая всеядность и эклектичность, характерная для эпохи «после модернизма».
Слайд 15

Ла Монте Янг

Ла Монте Янг

Слайд 16

Терри Райли Композитор, оказавший колоссальное влияние и на академическую, и на

Терри Райли

Композитор, оказавший колоссальное влияние и на академическую, и на электронную

музыку, уже полвека ищет нюансы в тишине. В музыке Райли, строгой и свободной, сосредоточенность соседствует с медитацией. Райли с благодарностью смотрит на истоки — индийские раги, балийский гамелан, африканский трайбал и довоенный джаз.
Слайд 17

Стив Райх Работы Райха отмечен использованием повторяющихся фигур , медленного гармонического

Стив Райх

Работы Райха отмечен использованием повторяющихся фигур , медленного гармонического ритма

и канонов . Его инновации включают использование ленточных петель для создания паттернов фазирования , как в ранних композициях It's Gonna Rain (1965) и Come Out ( 1966), а также использование простых, слышимых процессов , как на Pendulum Music (1968) и Four Organs (1970). Запись 1978 года Музыка для 18 музыкантов помогла утвердить минимализм как движение. Работа Райха приобрела более мрачный характер в 1980-х годах с введением исторических тем, а также тем из его еврейского наследия, в частности, Разные поезда (1988).Википедия site:tftwiki.ru
Слайд 18

Филипп Гласс «Эйнштейн на пляже» (Einstein on the Beach, 1975—1976) «Сатьяграха»

Филипп Гласс

«Эйнштейн на пляже» (Einstein on the Beach, 1975—1976)
«Сатьяграха» (Satyagraha, 1978—1979)
«Эхнатон»

(Akhnaten, 1983)
«Можжевеловое дерево» (The Juniper Tree, 1985)
«Падение дома Ашеров» (The Fall of the House of Usher, 1987)
«Орфей» (Orphée, 1991), на сюжет одноимённого фильма
«Красавица и Чудовище» (La Belle et la Bête, 1994), на сюжет одноимённого фильма; может исполняться в качестве альтернативного саундтрека к нему
«Ужасные дети» (Les Enfants Terribles, 1996), опера-балет на сюжет одноимённого фильма
Слайд 19

Спектральная музыка

Спектральная музыка

Слайд 20

Спектральная музыка - это акустическая музыкальная практика, где композиционные решения часто

Спектральная музыка -

это акустическая музыкальная практика, где композиционные решения часто

основываются на сонографических представлениях и математическом анализе звуковых спектров или на математически сгенерированных спектрах.
Слайд 21

Тристан Мюрай Тристан Мюрай — французский композитор, исполнитель на волнах Мартено,

Тристан Мюрай

Тристан Мюрай — французский композитор, исполнитель на волнах Мартено, музыковед

и педагог. Один из крупнейших композиторов, работающих в направлении спектральной музыки.
Слайд 22

Жерар Гризе Один из ярчайших представителей французской спектральной школы (наряду с

Жерар Гризе

Один из ярчайших представителей французской спектральной школы (наряду с Мюраем, Левинасом и др.) и признанный

её лидер и идеолог, хотя и не являлся основателем так называемой «Группы маршрута» (Group de l’Itineraire), на базе которой возник спектрализм. В основе спектрализма лежит внимание к отдельному звуку как самоценности и основе формообразования. Форма и звуковысотный ряд сочинения строятся в том числе и с опорой на досконально изученный на предкомпозиционном этапе спектр звука.
Слайд 23

Экспериментальная музыка - музыкальные произведения, использующие необычный инструментарий или новые композиционные

Экспериментальная музыка -

музыкальные произведения, использующие необычный инструментарий или новые

композиционные принципы. Характеризуется неустоявшейся эстетикой, которая с точки зрения перспектив и ценности является достаточно неопределённой и спорной
Слайд 24

музыкальный коллектив из Австрии, играющий на музыкальных инструментах, сделанных из свежих

музыкальный коллектив из Австрии, играющий на музыкальных инструментах, сделанных из свежих

овощей.

Венский овощной оркестр -

Репертуар группы состоит из саунд-арта, экспериментальной и электронной музыки.   Приборы делают всего за один час до каждого выступления с использованием свежих овощей. После использования из овощей делают суп и подают его зрителям.