С.В.Рахманинов

Содержание

Слайд 2

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Отец композитора, Василий Аркадьевич

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Отец композитора, Василий Аркадьевич

(1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская.был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. бучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.
Слайд 3

Василий Аркадьевич Рахманинов Любовь Петровна Рахманинова

Василий Аркадьевич Рахманинов

Любовь Петровна Рахманинова

Слайд 4

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога

Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
Слайд 5

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало

выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы
Слайд 6

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор Концерт № 2

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор

Концерт № 2 для

фортепьяно с оркестром до минор. 1 часть
Слайд 7

Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим

Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим

из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом .До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
Слайд 8

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в

Нью-Йорк. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. Первоначальное название сочинения — Фантастические танцы, включающие три части: «Полдень», «Сумерки» и «Полночь». Хотя композитор писал дирижёру Юджину Орманди в конце августа о том, что работа закончена и осталась только оркестровка, рукопись позволяет предположить сроки завершения в сентябре-октябре 1940 года. Премьера состоялась под руководством Юджина Орманди с Филадельфийским оркестром 3 января 1941 года.
Слайд 9

Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее

Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее

его на склоне лет в США онкологическое заболевание его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С. В. Рахманинова, связывает с этой привычкой.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти. По воспоминаниям внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей».
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико.
Слайд 10

Произведения ор. 1 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Произведения

ор. 1 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1

(1890)
ор. 2 — Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890)
ор. 3 — Пьесы-фантазии для фортепиано (1892)
op. 4 — Романсы (1892)
ор. 5 — Сюита № 1 для двух фортепиано (1893)
ор. 6 — Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893)
ор. 7 — Симфоническая фантазия «Утёс» (1893)
ор. 8 — Романсы (1894)
ор. 9 — Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1893)
ор. 10 — Салонные пьесы для фортепиано (1894)
ор. 11 — Шесть пьес для фортепиано в четыре руки
ор. 12 — Цыганское каприччио (1895)
ор. 13 — Симфония № 1 (1895)
ор. 14 — Романсы (1897)
ор. 15 — Шесть хоров для женских или детских голосов (1897)
ор. 16 — Музыкальные моменты для фортепиано (1897)
р. 17 — Сюита № 2 для двух фортепиано (1900)
ор. 18 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900)

ор. 19 — Соната для виолончели и фортепиано соль минор (1901)
ор. 20 — Кантата «Весна» (1901)
ор. 21 — Романсы (1902)
ор. 22 — Вариации на тему Шопена (1902)
ор. 23 — Прелюдии для фортепиано (1903)
ор. 24 — Опера «Скупой Рыцарь» (1903)
ор. 25 — Опера «Франческа да Римини» (1904)
ор. 26 — Романсы (1907)
ор. 27 — Симфония № 2 (1907)
ор. 28 — Соната № 1 для фортепиано (1907)
ор. 29 — Симфоническая поэма «Остров Мёртвых» (1908)

Слайд 11

ор. 30 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909)

ор. 30 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909)
ор.

31 — Литургия св. Иоанна Златоуста (1911)
ор. 32 — Прелюдии для фортепиано (1910)
ор. 33 — Этюды-картины для фортепиано (1911)
ор. 34 — Романсы (1911)
ор. 35 — Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра (1913)
ор. 36 — Соната № 2 для фортепиано (1913)
ор. 37 — Всенощное бдение (1915)
ор. 38 — Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916)
ор. 39 — Этюды-картины (1917)
ор. 40 — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1927)
ор. 41 — Три русские песни для хора и оркестра (1928)
ор. 42 — Вариации на тему Корелли для фортепиано (1929)
ор. 43 — Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935)
ор. 44 — Симфония № 3 (1937)
ор. 45 — Симфонические танцы (1941)

Начало третьего концерта

Слайд 12

Память С 1982 года в СССР, а затем в России действует

Память

С 1982 года в СССР, а затем в России действует

Рахманиновское общество, благодаря усилиям которого в Москве установлен памятник Рахманинову на Страстном бульваре (1999), памятники в Тамбове и Великом Новгороде, проводится Международный конкурс пианистов

Памятник Рахманинову на Страстном бульваре

В 1999 году на месте бывшей усадьбы Семёново (12 км южнее д. Пинаевы Горки, Залучское сельское поселение, Новгородская область) установлен памятный знак о рождении здесь Рахманинова

В 1968 году создан музей, а с 1987 года — Музей-усадьба С.В. Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области).

В 2011 г. в Казани по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского основан Международный музыкальный фестиваль им. С. Рахманинова «Белая сирень». Фестиваль проводится ежегодно в мае.

Слайд 13

Имя Рахманинова носит Ростовская Государственная консерватория, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, Калининградский

Имя Рахманинова носит Ростовская Государственная консерватория, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, Калининградский

областной музыкальный колледж и Рахманиновский зал Московской консерватории.

Улицы, названные в честь Рахманинова, имеются в Москве, Сочи, Киеве, Алма-ате, Тамбове, Пензе, Новгороде Великом, Ростове-на-Дону, Моршанске, Краснодаре и в нью-йоркском районе Бронкс.

14 июня 2009 года в Великом Новгороде был открыт памятник Сергею Рахманинову работы скульптора Рукавишникова.

Памятник Рахманинову в Великом Новгороде

На фасаде дома № 5 по Страстному бульвару в Москве, где жил и работал С.Рахманинов, установлена мемориальная доска работы скульптора Н. И. Нисс-Гольдман.

В Москве в особняке на Большой Ордынке, предполагается открыть музей композитора; здание правительство Москвы сдало Рахманиновскому обществу в аренду до 2018 года