Содержание
- 2. Значение музеев в образовании Музей – это храм, школа (университет) или театр? Музей представляет собой и
- 3. Значение музеев в образовании Музей как символ культуры и как образ. учреждение играет важную роль в
- 4. приобрести навыки музейного ориентирования, т. е. понять законы существования музея, структуру музея, специфику его деятельности, логику
- 5. Этапы образовательного процесса в музее I этап — накопление историко-культурного опыта, эмоциональ-ных впечатлений от общения с
- 6. Направления музейно-образовательной деятельности Информирование — это первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций
- 7. Соответствующие формы деятельности: Информационный центр – место сосредоточения и передачи информации различными способами (при обращении лично,
- 8. Направления музейно-образовательной деятельности Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в
- 9. Соответствующие формы деятельности: Музейный урок – форма музейной работы, предусматривающая коллективное углублённое изучение материала и предполагающая
- 10. Соответствующие формы деятельности: Кружок при музее — объединение людей по интересам с целью углубления и расширения
- 11. Направления музейно-образовательной деятельности Развитие творческих начал — третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает
- 12. Соответствующие формы деятельности: Студия — это форма музейно-педагогической деятельности, ставящая целью раскрытие творческих способностей участников на
- 13. Направления музейно-образовательной деятельности Общение — установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных
- 14. Соответствующие формы деятельности: Встреча — собрание, устраиваемое в музее с целью знакомства и общения с интересными
- 15. Направления музейно-образовательной деятельности Отдых (рекреация) — организация свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями
- 16. Соответствующие формы деятельности: Праздник в музее — комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя
- 17. Формы музейно-образовательной деятельности экскурсии, уроки, лекции, спектакли, концерты, дефиле, балы, выставочные проекты, мастер-классы, творческие мастерские, клубы,
- 18. Массовые формы: праздники, фестивали, ярмарки, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий,
- 19. Индивидуальная работа предполагает консультирование, работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за
- 20. Формы музейно-образовательной деятельности Формы музейной работы складывались десятилетиями. Некоторые формы стали традиционными (экскурсии, лекции, семинары, консультации,
- 21. Основной идейной основой любой формы музейно-педагогической деятельности являются адресность и предоставление возможности посетителям заниматься тем, что
- 22. Успех воплощения конкретной формы в практической деятельности и управление процессом восприятия музейной информации, а также эффективность
- 23. Повествовательный метод — монологическое изложение материала, способствующее усвоению музейной информации. Метод сравнения — один из способов
- 24. Игровой метод призван способствовать освоению музейной информации в процессе игры с переживанием удовольствия от самой деятельности.
- 25. Метод театрализации — это способ интерпретации музейной информации с использованием комплекса театральных атрибутов (сценарий, элементы режиссуры,
- 26. В зависимости от целей музейно-педагогические методы могут иметь обучающий, воспитывающий или развивающий характер. Для решения задач
- 27. Процесс постижения музейной информации является сложным и многоступенчатым. На каждом этапе существуют определённые способы проверки. К
- 28. Муз.-пед. центры В России создаются музейно-педагогические центры, наиболее известными из которых являются: Российский центр музейной педагогики
- 29. Программы В рамках деятельности указанных центров разработаны музейно-педагогические программы: «Музейный всеобуч» (Е. Г. Ванслова); «Музей и
- 30. Музейно-педагогическая программа обычно включает: пояснительную записку с целями и задачами, общей характеристикой курса, содержание разделов, тематическое
- 33. Музейно-педагогические программы содержат два блока: «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в образовательном пространстве
- 34. Блок «школа в образовательном пространстве музея» характеризуется погружением учащихся в музейное и околомузейное пространство, что способствует
- 35. Блок «музейная педагогика в образовательном пространстве школы» обладает меньшими возможностями для погружения учащихся в музейное и
- 36. Объясните различия музейной и школьной сфер образования с помощью данной таблицы
- 37. Музейно-педагогические программы являются основой моделирования системы взаимодействия музея и системы образования. Разработка программы определяется: целью создания
- 38. Музейно-педагогическая программа «Музей и культура» Ванслова Елена Гавриловна, председатель Объединения музейных педагогов России, руководитель Всероссийского семинара
- 41. В рамках программы предполагается широкая работа с предметами музейного значения и памятниками, но только с одной
- 42. «Важно вывести на поле культуры ребенка в нежном возрасте, когда мы еще можем оказать воздействие на
- 43. Импринтинг (от англ. imprint оставлять след, запечатле-вать, фиксировать) – это психофизиологический механизм, в соответствии с которым
- 45. Е. Г. Ванслова Методика УРОК (уровень овладения культурой) САМОУВАЖЕНИЕ: (уважение к собственной личности и к своей
- 46. ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ (уровень развития конструктивного воображения, понимание разницы между мифом и документом) ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО (отношение
- 47. Музейно-педагогическая программа «Окружающий мир и музей» Программа «Окружающий мир и музей» предназначена для начальной школы (1–4
- 48. Музейно-экскурсионная программа «Предметный мир культуры» Программа разработана авторской группой «Музей и обра-зование» на базе Московского ин-та
- 49. Программа ориентирована на познание и практику общения школьников и учителей в основном с музеями нехудожествен-ного профиля.
- 50. Вводя в мир разнопрофильных музеев, авторы программы, не ставя задачу воспитания у младших школьников музейной культуры,
- 51. Блок «Природа» обращает внимание городского школьника на природное окружение и прежде всего на животный мир. Программой
- 52. Блок «Дом» знакомит с существованием и функциями «дома» на материале мемориальных музеев, ставших средоточием культурной памяти
- 53. Блок «Предмет рукотворный» посвящен формированию у ребёнка уважения к труду того, кто создал предмет, интереса к
- 54. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Разработана РЦ музейной педагогики и детского творчества ГРМ. Программа имеет многоуровневую структуру,
- 55. В свете вышеизложенных задач программа «Здравствуй, музей!» даёт ребенку возможность приобрести следующие умения и навыки: интерпретации
- 56. В программе актуализированы идеи А. Лихтварка, Р. Кершен-штайнера, Б. Гилмана, А. Бакушинского, Н. Романова и других
- 57. Первоначальное базовое образование на курсах в Русском музее, закладывающее основы музейно-педагогической работы учителей, логически связано с
- 58. В основе концепции программы, построенной с учетом опыта ГРМ и других отечественных и зарубежных музеев, лежит
- 59. В связи с тем, что успех общения с искусством зависит от сте-пени художественного развития личности, в
- 60. Исходные утверждения, положенные в основу программы: общечеловеческие ценности постигаются человеком благо даря высокоразвитой культуре видения, понимания
- 61. Структура программы включает несколько разделов: Раздел 1 «Мы входим в мир прекрасного» адресован дошкольникам. Его материал
- 63. Раздел 2 «Мир музея» предназначен для учащихся начальных классов. Он состоит из трех взаимосвязанных курсов, в
- 66. Раздел 3 «Личность и изобразительное искусство» — для учащихся среднего и старшего школьного возраста — построен
- 67. Раздел 4 «Социальное творчество и художественная культура» для учащихся старших классов разработан с учётом присущей данному
- 68. Раздел 5 «Художественный музей в современном мире» рассчитан на студентов гуманитарных и технических вузов, и в
- 69. Все разделы программы обеспечены поурочными учебными материалами (разработками, комплектами слайдов, видео-фильмов, программами на лазерных CD), адресованными
- 70. Программа «Здравствуй, музей!»: построена в соответствии с педагогическими принципами природо- и культуросообразности; разработана на основе концепции
- 71. В частности, анализ эффективности программы опирается на следующие методики: 1. Педагогические: — текущий контроль (анализ уроков,
- 72. — проведение семинаров по обмену опытом учителей-экспериментаторов; — проведение педагогических советов с коллективами экспериментальных школ на
- 73. 2. Психолого-педагогические: — подборка тестов диагностического исследования по курсу «Учись смотреть и видеть», ассоциативный эксперимент, словесные
- 74. Программа решает важнейшую задачу приобщения подрастающего поколения к музейным ценностям. В её рамках сложилась последовательность преемственных
- 75. Методические примеры занятий с детьми по истории повседневности в музее
- 76. 1. Занятие на основе сказок и сказочных сюжетов. Для детей 5-10 лет историческое прошлое неотделимо от
- 77. Популярным приёмом на детской экскурсии является «оживление» экспоната через сказку: следует «воспоми-нание» экспоната о своём прошлом,
- 78. В Государственном музее-заповеднике «Петергоф» во дворце Марли проводится занятие «Принцесса на горошине». Фея встречает детей, вспоминает
- 79. В музее «Екатерининский корпус» проводится занятие «На балу у феи», в ходе которого дети рассматривают украшающие
- 80. 2. Занятия на основе загадок и тайн музейных предметов. Родная речь - это важнейший путь передачи
- 81. Ассоциативный ряд выстраивается у младших школь-ников при употреблении на музейном занятии современ-ных поговорок и выражений, которые
- 82. Занятие в Музее коллекционеров Государственного музея-заповедника «Петергоф» называется «Тайна фарфоровой чашки». Ребят встречает экскурсовод в костюме
- 83. На экскурсии «Велосипед - железный конь, любимец взрослых и детей» в музее «Императорские велосипеды» дети узнают
- 84. 3. Занятие «Путешествие». В Путевом дворце Петра Великого в Стрельне прово-дится занятие «По следам бременских музыкантов».
- 85. В музее «Московский Кремль» проводится занятие «Путешествие по залам Оружейной палаты», которое строится по мотивам сказки
- 86. 4. Занятие «Событие из жизни ребенка». В музее «Палаты бояр Романовых» проводится занятие «Старинный праздник в
- 87. На занятии, посвященном именинам, рассказывается, как в старину давали имя, как крестили, как праздновали именины и
- 88. К занятию «Встреча Нового года в дворянской семье» наряжается ёлка по канонам XIX в. На её
- 90. 5. Занятие «Мифы и легенды сада» проводится на территории музея на свежем воздухе. В Петергофе на
- 92. В музее Коломенское проводится занятие «Там на неведомых дорожках». Младших школьников встречает музейный педагог в старинном
- 95. 6. Занятие «В гостях у...» вводит детей в незнакомую среду, моделирует новую жизненную ситуацию и развивает
- 97. В музее «Палаты бояр Романовых в Зарядье» проводит-ся экскурсия «В гостях у боярина», которая основана на
- 98. Палаты бояр Романовых в Зарядье
- 99. 7. Цикл занятий «Дом» является всеобъемлющим комплексом музейных занятий для младших школьников. Он может иметь различные
- 100. «Дом» предполагает качественно иной уровень освоения ребёнком действительности, ее исторического прошлого, учит ориентироваться в предметном мире
- 101. На первом занятии с младшими школьниками дом рассматривается как жилище. Музейный педагог им рассказывает о том,
- 103. Далее им предлагают отгадать загадки и сделать рисунки к отгадкам: «Два братца видятся, да не сходятся»
- 104. Также оберегами были конь и птицы. Детям показывают конек («Конь на крыше – в избе тише»)
- 106. Второе занятие программы «Дом» посвящено семье в доме. Дети изучают состав крестьянских семей, место и роль
- 107. Третье занятие посвящено хозяйственным заботам и крестьянским ремёслам. Изучаются женское рукоделие и приёмы изготовления женской и
- 109. Детям предлагают продолговатые куски бумаги, на кото-рых они должны сделать эскизы вышивки полотенец. Они соединяют точки,
- 110. Музейный педагог привлекает детей к изготовлению кукол-закруток из ткани, раскрашиванию шелковых тканей, созданию ковриков из кусочков
- 111. Младшим школьникам показывают образцы пород дерева и предлагают загадки и поговорки о дереве, все части которого
- 112. Затем с детьми разбираются мотивы резьбы по дереву: круг – это солнышко, волнистая линия – вода,
- 113. На последнем занятии экспозиция «изба» превращается в старинную школу с её атрибутами: книгами, чернильницами, гусиными перьями,
- 114. В условиях пренебрежения традициями и нигилизма в отношении традиционной культуры, прагматичности современного мышления и гипертрофированного культа
- 115. Источники Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика : учеб. пособие. М. : Высш. шк.,
- 117. Скачать презентацию