Теория социально-культурной деятельности. СКД: актуальные вопросы

Содержание

Слайд 2

Таким образом, под социально-культурной деятельностью следует понимать взаимодействие людей по производству,

Таким образом, под социально-культурной деятельностью следует понимать взаимодействие людей по производству,

рас­пространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.
Слайд 3

Социально-культурная деятельность проявляет себя в двух формах: стихийной и специально организованной.

Социально-культурная деятельность проявляет себя в двух формах: стихийной и специально организованной.

Слайд 4

Великие реформы киевского князя Владимира, Петра I, Ле­нина носили сознательный характер.

Великие реформы киевского князя Владимира, Петра I, Ле­нина носили сознательный характер.

Они слишком хорошо понимали, что успех реформ определяется появлением адекватно­го им социума. Поэтому великие реформаторы создавали со­циально-культурные институты, формирующие новые соци­альные общности.
Слайд 5

Сущность реформ Петра лучше всех выразил Герцен извест­ной формулой: на петровские

Сущность реформ Петра лучше всех выразил Герцен извест­ной формулой: на петровские

реформы русский народ ответил гением Пушкина. В петровских ассамблеях, а позднее в клубах, салонах шлифовался особый тип личности, который Достоевс­кий называл русским европейцем. В высшем культурном слое народа русского, считал Достоевский, создался веками какой-то еще нигде не виданный высший культурный тип, которого нет в целом мире, - тип всемирного боления за всех. Он хранит в себе будущее России. Людей такого типа немного, может быть, тысяча. Но вся Россия жила пока лишь для того, чтобы произве­сти эту тысячу.
Слайд 6

Советское государство было глубоко педагогическим государством. Огромная сеть школьного и внешкольного

Советское государство было глубоко педагогическим государством. Огромная сеть школьного и внешкольного

об­разования, социально-культурных институтов была создана для формирования новой исторической общности - советско­го народа.
Слайд 7

Новый человек - человек эпохи Ницше мечтал взращивать сверхче­ловека согласно воле,

Новый человек - человек эпохи

Ницше мечтал взращивать сверхче­ловека согласно воле, а

не слепому случаю, Чернышевский го­товил новых людей для революции. Коллонтай выводила но­вый тип женщины («холостой» женщины), «срывающей ржавые оковы своего пола».
Поиск «нового человека» стал глобальной проблемой миро­вого сообщества. Это главнейшая задача, имеющая свои эко­номические, политические, воспитательные, образовательные, социально-культурные аспекты. Есть у нее и свои социальные и географические приметы.
Слайд 8

Под специально организованной социально-культурной дея­тельностью следует понимать регулируемое социально-культур­ными институтами взаимодействие

Под специально организованной социально-культурной дея­тельностью следует понимать регулируемое социально-культур­ными институтами взаимодействие

людей по производству, рас­пространению, сохранению культурных ценностей, значимых для государства или субъектов гражданского общества, в ходе ко­торого направленно, в соответствии с заданной моделью, изме­няются отношения и связи между людьми, сами люди и окру­жающий их мир.
Слайд 9

социально-культурная деятельность - вос­питательная деятельность. Да и вообще культура, искусст­во, в

социально-культурная деятельность - вос­питательная деятельность. Да и вообще культура, искусст­во, в

конечном счете, носят воспитывающий характер. Пуш­кин главную заслугу своего творчества видел в том, что чувства добрые пробуждал лирой. Абстрактного воспитания не существует. Добрые чувства пробуждаются или лирой, или школой, или вузом, или трудовым коллективом. Мощ­ным воспитательным потенциалом обладают социально-культурная деятельность и социально-культурные институ­ты.
Слайд 10

Науку, исследующую специфику социально-культурной деятельности как воспитательной, называют социально-культурной педагогикой, или теорией социально-культурной деятельности.

Науку, исследующую специфику социально-культурной деятельности как воспитательной, называют социально-культурной педагогикой, или

теорией социально-культурной деятельности.
Слайд 11

Место и роль теории социально-культурной деятельности определяют исходя из новой парадигмы

Место и роль теории социально-культурной деятельности определяют исходя из новой парадигмы

развития общества. Суть ее состоит в том, что экономика вне культуры - тупико­вый путь развития общества. Становится общепризнанным под­ход к культуре как глубинному основанию общественного ус­тройства и всего социально-экономического развития. Т.о. вос­станавливается равноположенность и равнопорядковость в теории общественного развития факторов как материальной, так и духовной регуляции.
Слайд 12

Теория социально-культурной деятельности - дитя последне­го десятилетия ушедшего XX века. Она

Теория социально-культурной деятельности - дитя последне­го десятилетия ушедшего XX века. Она

представляет собой си­стему законов, принципов, категорий, понятий, отражающих существенные свойства связей и отношений людей в процессе социально-культурной деятельности.
Слайд 13

Обстоятельная разработка категориального аппарата - важ­нейшая задача новой науки. Составная часть

Обстоятельная разработка категориального аппарата - важ­нейшая задача новой науки. Составная часть

теории - история социально-культурных идей и концепций. Изучение истории со­циально-культурной мысли - необходимое условие понимания и объяснения современных проблем социально-культурной дея­тельности.
Слайд 14

Теория социально-культурной деятельности - практико-ори-ентированная наука. Вместе с тем относительная ее

Теория социально-культурной деятельности - практико-ори-ентированная наука. Вместе с тем относительная ее

самостоя­тельность порождает проблему технологии. Строго говоря, про­блема технологии социально-культурной деятельности порож­дена отрывом теории от практики. Греческое слово «техне» означает искусство, умение что-то делать, а также само сде­ланное, предмет. Технолог социально-культурной деятельности имеет выход непосредственно к человеку. Екатерина II в поле­мике с Дидро образно раскрывает разницу между оторванным от жизни теоретиком и практиком: «Вы работаете на бумаге, которая все терпит... между тем, как я... работаю на человечес­кой коже, которая более чувствительна». На стыке встречного движения теории и практики рождается технология социально-культурной деятельности как относительно самостоятельная дисциплина.
Слайд 15

специфика социального прояв­ляется во взаимодействии. Изолированные люди не составляют социального явления.

специфика социального прояв­ляется во взаимодействии. Изолированные люди не составляют социального явления.

Взаимодействие осуществляется в различ­ных ассоциациях, объединениях, группах, сообществах, в соци­ально-культурных институтах. Теория социально-культурной деятельности изучает их конкретные типы и виды: ассамблеи, салоны, кружки, товарищества, собрания, коммуны, клубы, шко­лы взаимообучения, а также специально созданные для взаимодействия социально-культурные институты: народные дома, библиотеки, музеи, парки и т. д
Слайд 16

Объектом теории социаль­но-культурной деятельности и являются социально-культурные институты, различные модели ассоциаций

Объектом теории социаль­но-культурной деятельности и являются социально-культурные институты, различные модели ассоциаций

и отношений, в кото­рых протекает взаимодействие людей в свободное время, осуще­ствляется обмен значимыми социально-культурными ценностями.
Слайд 17

Предмет теории социально-культурной деятельности - изу­чение закономерностей возникновения, становления и развития

Предмет теории социально-культурной деятельности - изу­чение закономерностей возникновения, становления и развития

социально-культурных институтов и объединений и формирова­ние социальных слоев, групп, отдельных людей, взаимодействую­щих на их базе.
Слайд 18

Социально-культурных работников, создающих социально-культурные ценности (массовые праздники, новые формы социальной жизни,

Социально-культурных работников, создающих социально-культурные ценности (массовые праздники, новые формы социальной жизни,

общения и отношений между людь­ми), называют клубными работниками. Еще одна группа соци­ально-культурных работников ориентирована преимуществен­но на сохранение и распространение социально-культурных цен­ностей. Это библиотечные, архивные работники, реставраторы. Социально-культурные работники, доминантой деятельности которых является освоение культурных ценностей, называют­ся социальными педагогами и социальными работниками. На­конец, есть группа социально-культурных работников, ориен­тированная на организацию социально-культурной де­ятельности. Этих специалистов называют менеджерами социально-культурной деятельности.
Слайд 19

Термин «социально-культурная деятельность» вошел в научный оборот в ХХ веке. Впервые

Термин «социально-культурная деятельность» вошел в научный оборот в ХХ веке. Впервые

он прозвучал в трудах российских психологов и педагогов. Еще в 20е годы Л.С.Выготский, а затем М.Г.Ярошевский и Д.Б. Эльконин обратили внимание на проблемы социально-культурного развития личности и социально-культурную практику как средство их разрешения.
Слайд 20

Позднее отечественными учеными исследовались механизмы нравственного формирования личности, разрабатывались вопросы воспитания

Позднее отечественными учеными исследовались механизмы нравственного формирования личности, разрабатывались вопросы воспитания

социальной активности старших школьников и в СКД увидели эффективное средство организации внеклассной жизни учащейся молодежи, стимулирования ее творческой активности.
Слайд 21

Классик фр. социологии Жоффр Роже Дюмазедье еще в 50е годы ХХ

Классик фр. социологии Жоффр Роже Дюмазедье еще в 50е годы ХХ

века свел ее к сознательной, намеренной и запланированной аккультурации, к деятельности по созданию условий для приобщения людей к культуре.
Слайд 22

В Германии, Дании, Швеции и Финляндии СКД ассоциируют, как правило, с

В Германии, Дании, Швеции и Финляндии СКД ассоциируют, как правило, с

культурными аспектами социальной работы, с культурной анимацией.
В США, Канаде, Израиле, Австралии и др. СКД , в первую очередь, ассоциируют с социально-культурной реабилитацией людей третьего поколения и с внеучебными формами социализации и инкультурации детей.
Слайд 23

Отличительные черты и особенности СКД -гуманистическая направленность -культурологический характер -развивающий характер

Отличительные черты и особенности СКД

-гуманистическая направленность
-культурологический характер
-развивающий характер
-осуществляется в свободное время
-отличается

свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)
Слайд 24

Сущность СКД – это явление социальной практики, предмет науки и стержневая

Сущность СКД – это явление социальной практики, предмет науки и стержневая

основа обучения и воспитания людей, которые способны принять на себя руководство процессом создания благоприятной культурной среды и вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества.
Деятельность по вовлечению человека в мир культуры многообразна. Это деятельность включает в себя 5 направлений (это есть направления СКД):
Слайд 25

Направления СКД - это формирование общественно-значимых знаний, умений, навыков личности и социума в определенной области жизнедеятельности.

Направления СКД - это формирование общественно-значимых знаний, умений, навыков личности и

социума в определенной области жизнедеятельности.
Слайд 26

создание ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе (архитектор,

создание ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе (архитектор,

художник, писатель, композитор, дизайнер, модельер, конструктор, строитель и т.д.)
Слайд 27

освоение ценностей культуры (объединило людей, посвятивших себя решению сложнейшей задачи руководства

освоение ценностей культуры (объединило людей, посвятивших себя решению сложнейшей задачи руководства

процессом освоения подрастающими поколениями и другими группами населения достижений мировой и отечественной культуры: педагогический работник дошкольных, средних, высших учебных заведений, социальный педагог, журналист и т.д.) Сюда же можно отнести практически все население планеты, в разной степени овладевающее основами культуры)
Слайд 28

сохранение ценностей материальной и духовной культуры (деятельность реставраторов, архивариусов, библиотекарей, музейных

сохранение ценностей материальной и духовной культуры (деятельность реставраторов, архивариусов, библиотекарей, музейных

работников и т.д.)
распространение ценностей культуры (актеры, музыканты, лекторы, экскурсоводы, работники средств массовой информации и различных форм СКД)
Слайд 29

вовлечение новых людей в мир культуры, дальнейшее развитие культуры. (организаторы СКД,

вовлечение новых людей в мир культуры, дальнейшее развитие культуры. (организаторы СКД,

осуществляющие социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей различных групп населения, со стимулированием различной активности в области культуры)
Слайд 30

Подитог ///СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это общественная целесообразная деятельность по созданию, освоению,

Подитог

///СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это общественная целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению,

распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.////
Слайд 31

СКД может носить профессиональный и непрофессиональный характер, но всегда ее СВЕРХЗАДАЧА

СКД может носить профессиональный и непрофессиональный характер, но всегда ее СВЕРХЗАДАЧА

– стимулирование процесса формирования высоконравственной, физически развитой, духовно богатой и социально активной личности.