Дидактическая игра Сложи узор для детей 5-7 лет

Содержание

Слайд 2

Поистине ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, который, к счастью,

Поистине ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, который, к счастью,

даже не подозревает об этом.
К.И.Чуковский
Слайд 3

Нет лучшего метода сообщения уму знаний, чем методом преподнесения их в

Нет лучшего метода сообщения уму знаний, чем методом преподнесения их в

возможно более разнообразных формах. Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости ума, занимаемое ими положение становится неприступным.
Д.Максвелл
Слайд 4

Идея создания данной игры принадлежит всем известной семье Никитиных. ТИКО-конструктор просто

Идея создания данной игры принадлежит всем известной семье Никитиных.
ТИКО-конструктор просто

идеально подходит для ее реализации, тем более что задачи, которые решают Никитины при помощи данной игры очень созвучны задачам, обозначенным в программах по ТИКО-моделированию

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Если Никитины для игры используют кубики, то мы возьмем ТИКО-квадраты 5 на 5 см и ТИКО-прямоугольные треугольники, из которых при желании можно легко составить тот же квадрат

Яркие цвета ТИКО-фигур позволят нам составлять из них цветные узоры в громадном количестве вариантов.

Слайд 5

Узоры на кубиках для игры Никитиных легко адаптируются к конструктору ТИКО

Узоры на кубиках для игры Никитиных легко адаптируются к конструктору ТИКО

Эти

узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
Используя разное по цвету квадраты и треугольники, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

На рисунках даны некоторые названия узоров: “цветок”, “пила”, “лодка”, но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Для развития воображения ребенку можно показать узор-задание, сложить узор из конструктора и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Очень часто дети предпочитают свои “имена” .

Слайд 6

Узоры-задания необходимо сделать в натуральную величину, чтобы ребенок мог закрывать узор

Узоры-задания необходимо сделать в натуральную величину, чтобы ребенок мог закрывать узор

ТИКО-фигурами
«В процессе игры ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности – в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей»

Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры можно считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку», иначе разобрал конструктор – и узора больше нет

Слайд 7

Уровень 2. Можно попросить детей срисовывать узоры с готовой работы. Это

Уровень 2. Можно попросить детей срисовывать узоры с готовой работы. Это

развивает графические способности. Ребенку надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку.
Уровень 1. Дети учатся по узорам-заданиям (см. приложения 1 и 2) складывать точно такой же узор из ТИКО-конструктора. Затем можно попросить их– придумать новые узоры из 9 или 16 квадратов, т. е. выполнять уже творческую работу.

Может быть несколько уровней сложности игры «Сложи узор». Это зависимости от уровня подготовки и возраста участников.

Уровень 3. Ребятам необходимо придумать новые узоры из 9 или 16 квадратов,
т. е. выполнять уже самостоятельную творческую работу.
Уровень 4. Игру можно еще усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий): если на карточке узор состоит из красных и белых фигур, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор. Дети воспринимают такое изменение задания как узор нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

Слайд 8

Необыкновенно интересный вариант использования игры «сложи узор» в форме соревнования Для

Необыкновенно интересный вариант использования игры «сложи узор» в форме соревнования

Для

игры подбирают из имеющихся или готовят специально для соревнований 5–10 новых узоров возрастающей сложности (рисуют или выводят на слайд). Педагог следит за тем, кто первый сложит узор полностью и без ошибок. Результаты записываются в таблицу. Кто быстрее других складывал узоры, у того наименьшая сумма и лучшее место в соревнованиях

Таблица соревнований на быстроту

Если малыши не могут справиться со всеми узорами, тогда быстроту выкладывания не обязательно считать решающим фактором. В этом случае лучше учитывать число узоров, с которыми ребенок справился, и их трудность. Тогда всем участникам дается одинаковое время на складывание. Каждому узору присваивается определенное количество баллов. Тот, кто сложит большее число узоров, наберет большее число очков и, значит, опередит других.