Художественно-эстетическое развитие ребенка в условиях ФГОС ДО

Содержание

Слайд 2

«С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов,

«С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов,

выразительностью красок и форм, стремится применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Художественная деятельность содействует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и др., столь необходимых для выработки активной жизненной позиции».
Наталья Алексеевна Ветлугина
Слайд 3

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта

Художественно-эстетическое развитие

— процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта

человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.
(А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева)
Слайд 4

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления

творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе,, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.
Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников – приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.
Слайд 5

Эстетическое отношение — особое отношение человека к действительности, в процессе которого

Эстетическое отношение — особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек

раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира (Краткий словарь по эстетике).
Эстетическое сознание – это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала.
Эстетический идеал (от греч. idea – идея, первообраз) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного; высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве. 
Слайд 6

ФГОС ДО 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и

ФГОС ДО

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей

детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 7

ФГОС ДО Художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Слайд 8

Ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства Ценность – то, что человек

Ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства

Ценность – то, что человек особенно

ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий.
Смысл – содержание, сущность, суть, значение чего-то.
Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Восприятие произведения искусства – это психический процесс его осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Слайд 9

Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком субъективно нового

Художественное творчество детей дошкольного возраста

– это создание ребенком субъективно нового (значимого

для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком),
придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.,
применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.),
проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
(Т.С. Комарова)
Под творчеством следует понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
Слайд 10

Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении

Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении

как оригинальность, созидательность, новизна.
Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
Виды активности в рамках детского творчества
(Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.А. Люблинская)
репродуктивная
продуктивная
Слайд 11

Компоненты творческой активности мотивационный креативный интеллектуальный (когнитивный)

Компоненты творческой активности
мотивационный
креативный
интеллектуальный (когнитивный)

Слайд 12

Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей: отношения , интересы,

Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

отношения , интересы, способности

детей, проявляющиеся в художественном творчестве;
способы творческих действий;
качество детской продукции.
Слайд 13

Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности искренность,

Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности

искренность, правдивость,

непосредственность переживаний;
развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт, способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;
увлеченность, захваченность деятельностью;
специальные художественные способности;
видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Слайд 14

Показатели качества способов творческих действий дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого

Показатели качества способов творческих действий

дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала,

создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;
самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
быстрота реакций, находчивость в действиях.
Слайд 15

Показатели качества продукции детского художественного творчества нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств

Показатели качества продукции детского художественного творчества

нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для

воплощения образа;
индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (выразительность, грамотность, оригинальность).
Слайд 16

Этапы творчества I. Возникновение идеи, замысла II. Вынашивание замысла III. Реализация

Этапы творчества

I. Возникновение идеи, замысла
II. Вынашивание замысла
III. Реализация замысла
IV. Появление художественного

образа, окончательная оценка полученного результата и его доработка
Слайд 17

Этапы творческой деятельности детей I. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла

Этапы творческой деятельности детей

I. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла
II. Процесс

создания изображения детьми
III. Анализ результатов
Слайд 18

Условия развития художественной деятельности дошкольников Объективные условия : источники различной художественной

Условия развития художественной деятельности дошкольников

Объективные условия :
источники различной художественной информации, обогащающие

переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
Субъективные условия :
художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
Слайд 19

Условия развития изобразительного творчества дошкольников Широкий подход к решению проблемы (Творчество

Условия развития изобразительного творчества дошкольников

Широкий подход к решению проблемы (Творчество -

стиль жизни!)
Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними
Общение с искусством
Создание атмосферы творчества
Обучение
Комплексное и системное использование методов и приемов
Мотивация задания
Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности
Учет индивидуальных особенностей ребенка
Материальное обеспечение
Слайд 20

ФГОС ДО II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и

ФГОС ДО

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и

ее объему
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
 на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Слайд 21

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»
Е.И. Тихеева

Задача ДОУ – организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя в разных видах деятельности и формах взаимодействия с педагогом и другими детьми.

Слайд 22

ФГОС ДО 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

ФГОС ДО

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,

доступной и безопасной.
Слайд 23

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное

пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Слайд 24

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от

образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 25

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей

 5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с

ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Слайд 26

Художественно–эстетическая направленность гармоничного наполнения предметно–пространственной среды произведениями искусства; организации на базе

Художественно–эстетическая направленность

гармоничного наполнения предметно–пространственной среды произведениями искусства;
организации на базе ДОУ мини–музея

искусств;
оборудования в ДОУ специальных дополнительных учебных помещений (творческих мастерских);
оборудования в групповых помещениях зон художественно–творческой деятельности;
приоритета художественно–эстетических видов деятельности в образовательном процессе;
увеличения числа досуговых мероприятий художественно-эстетической направленности;
максимального приобщения детей к «живому» искусству.
Слайд 27

Развивающая направленность разнообразие; открытость; мобильность; ориентированность на творчество ; ориентированность на зону ближайшего развития ребенка.

Развивающая направленность

разнообразие;
открытость;
мобильность;
ориентированность на творчество ;
ориентированность на зону ближайшего развития ребенка.

Слайд 28

Личностно–ориентированная направленность максимальная дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; предоставление ребенку возможности

Личностно–ориентированная направленность

максимальная дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;
предоставление ребенку возможности выбора;
поощрение и

стимулирование детских творческих начинаний и инициатив.
Слайд 29

Здоровьесберегающая направленность создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы

Здоровьесберегающая направленность

создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы и

защищенности, внимания и заботы;
обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и личностных потребностей, желаний и интересов;
предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах деятельности;
соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;
исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка;
координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей.