- Главная
- Педагогика
- Методика преподавания изобразительной деятельности в начальной школе
Содержание
- 2. МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ в школе Содержание образования — это социальный
- 3. В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности
- 4. Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито
- 5. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста детей и дифференцированный
- 6. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных
- 7. Концепция «Школа рисунка-графическая грамота» Ростовцев Н.Н., Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» Концепция «Школа рисунка-графическая грамота» представляет
- 8. Концепция «Школа рисунка-графическая грамота» Ростовцев Н.Н., Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» В содержание предмета входят эстетическое
- 9. «Традиционная программа В. С. Кузина Воспитывающее обучение. Научность обучения. Наглядность обучения. Систематичность и последовательность в обучении.
- 10. Концепция «Полихудожественного развития школьников» Юсова Бориса Петровича программа «Изобразительное искусство и среда» Концепция «Полихудожественного развития школьников»
- 11. Концепция «Полихудожественного развития школьников» Юсова Бориса Петровича программа «Изобразительное искусство и среда» Способы создания художественного образа
- 12. Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа» Типовая программа. Б. П. Юсова Всеобщность художественного
- 13. Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского Бориса Михайловича программа «Изобразительное искусство
- 14. Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского Бориса Михайловича программа «Изобразительное искусство
- 15. Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского Б. М. Содержание предмета определяется
- 16. Основные принципы программы «Формирование художественной культуры как части духовной культуры» Программа Б. М. Неменского Закон художественного
- 17. Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного
- 18. Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного
- 19. Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного
- 20. Основные принципы программы «Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа» Программа Т. Я.
- 21. Наглядные пособия, применяемые на уроках изобразительного искусства Предметы, служащие объектами изображения на уроках изобразительного искусства. В
- 22. Методические схемы, рисунки и таблицы. На этих таблицах может быть показано поэтапное выполнение рисунка или живописного
- 23. Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок — показ учителем хода работы над
- 24. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Современная дидактика определяет следующие основные методы обучения:
- 25. проблемное изложение — это изложение, в котором учитель сам ставит проблему, создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие,
- 26. Помимо общедидактических методов каждая конкретная программа по изобразительному искусству определяет свои специфические методы обучения. Довольно часто
- 27. По мнению Т. Я. Шпикаловой каждая встреча ребенка с художественной вещью должна быть необычной, наполненной радостью.
- 28. УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Понимание этапов процесса обучения, структуры
- 29. Исходя из современной концепции художественного воспитания, урок изобразительного искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура
- 30. Очевидно, что при такой разнообразной классификации, для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определённая структура. Вместе
- 31. Представители проблемного обучения ориентируют структуру обучения (проблемного урока) на звенья творческого процесса — их создание и
- 32. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА, ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Дети дошкольного и младшего школьного возраста почти все
- 33. с 2 – 2,5 лет у ребенка появляется возможность зрительного контроля над движением, хотя еще и
- 34. изобразительный период: в возрасте 3 – 5 лет дети начинают изображать элементарные сюжеты. Уровень развития исполнительства
- 35. Обобщая опыт психологических материалов по исследованию периодов становления изобразительной деятельности, Л. С. Выготский выделяет четыре ступени
- 36. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ Обычно различают четыре типа взаимодействия искусств:
- 37. При решении основных задач духовного обогащения младших школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно,
- 38. Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все
- 40. Скачать презентацию
МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ в школе
МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ в школе
Знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).
Способы деятельности (умения, навыки).
Опыт творческой деятельности (решение творческих задач).
Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).
Записывайте в тетрадь только жирный шрифт и пояснения (если необходимы)
В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном
В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном
Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.
Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира
Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира
Преподавание искусства (предметов эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, литература, танец, театр и др.) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе.
В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса нерасчленённого по отдельным видам искусства. В этом возрасте искусства должны стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех предметов.
Урок как форма преподавания отдельных видов искусства возможна во втором классе общеобразовательной школы. Завершаться преподавание искусства должно интегративным курсом, вводящим старшеклассников в мировую художественную культуру как целое.
На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических
На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических
Таким образом, начальное образования по предмету
«Изобразительное искусство» является
частью образовательной системы «Искусство»
и обеспечивает общее художественное образование,
которое направлено на духовно-нравственное и
эстетическое развитие детей. В основе худож.
образования должен лежать опыт творческой
деятельности и опыт эмоционально-ценностных
отношений
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ
К настоящему времени сложились и действуют
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ
К настоящему времени сложились и действуют
Концепция «Школа рисунка-графическая грамота» Владимира Сергеевича Кузина, Николая Николаевича Ростовцева программа «Изобразительное искусство»
Концепция «Полихудожественного развития школьников» Юсова Бориса Петровича программа «Изобразительное искусство и среда»
Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского Бориса Михайловича программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»
Концепция «Система развивающего обучения» Полуянова Юрия Александровича программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Концепция «Школа рисунка-графическая грамота» Ростовцев Н.Н., Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство»
Концепция
Концепция «Школа рисунка-графическая грамота» Ростовцев Н.Н., Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство»
Концепция
Основные задачи программы по изобразительному искусству:
овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Концепция «Школа рисунка-графическая грамота» Ростовцев Н.Н., Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство»
В
Концепция «Школа рисунка-графическая грамота» Ростовцев Н.Н., Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство»
В
рисование с натуры (рисунок, живопись);
рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
декоративная работа;
лепка;
аппликация с элементами дизайна;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Программы общеобразовательных учреждений.
Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В. С. Кузин. — М., 1994.
«Традиционная программа В. С. Кузина
Воспитывающее обучение.
Научность обучения.
Наглядность обучения.
Систематичность и последовательность в обучении.
Сознательность
«Традиционная программа В. С. Кузина
Воспитывающее обучение.
Научность обучения.
Наглядность обучения.
Систематичность и последовательность в обучении.
Сознательность
Доступность обучения.
Прочность усвоения учебного материала.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Концепция «Полихудожественного развития школьников» Юсова Бориса Петровича программа «Изобразительное искусство и
Концепция «Полихудожественного развития школьников» Юсова Бориса Петровича программа «Изобразительное искусство и
Концепция «Полихудожественного развития школьников» Юсова Бориса Петровича целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х — начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.
Основной задачей программы по изобразительному искусству является создание художественного образа в различных видах и жанpax изобразительного искусства средствами графической грамоты.
Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа
Концепция «Полихудожественного развития школьников» Юсова Бориса Петровича программа «Изобразительное искусство и
Концепция «Полихудожественного развития школьников» Юсова Бориса Петровича программа «Изобразительное искусство и
Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем:
форма, пропорции, конструкция;
цвет и освещение;
пространство и объём;
композиционная организация изображения;
работа с художественными материалами;
развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости.
Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.
Комплект интегрированных полихудожественных программ / Авторский коллектив под руководством Юсова Б. П. — М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа»
Типовая программа. Б. П.
Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа»
Типовая программа. Б. П.
Всеобщность художественного воспитания.
Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни
Единство обучения и художественного творчества.
Единство практической деятельности и развития эстетического восприятия действительности и искусства.
Единство работы на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности
Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия.
Единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися.
Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского
Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского
приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.
Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского
Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского
Основные задачи программы:
формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формирование художественно-творческой активности;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского
Концепция «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» Неменского
Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:
I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя
II класс. Ты и искусство.
III класс. Искусство вокруг нас.
IV класс. Каждый народ — художник и т. д.
Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной.
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.,1994.
Основные принципы программы
«Формирование художественной культуры как части духовной культуры» Программа Б. М.
Основные принципы программы
«Формирование художественной культуры как части духовной культуры» Программа Б. М.
Закон художественного уподобления (педагогическая драматургия, ролевая игра).
Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения)
Принцип постоянства связи с жизнью.
Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве.
Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное
Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное
приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.
Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное
Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное
Основные задачи программы:
формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;
создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.
В содержании предмета выделены следующие разделы:
основы художественного изображения;
орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;
народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;
художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).
Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное
Концепция «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Тамары Яковлевны программа «Изобразительное
Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариации, импровизации), беседы по искусству.
Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы. / Автор. кол. под рук. и ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: Просвещение, 2000; Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I–IV кл. / Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. — М., 1992.
Основные принципы программы
«Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого
Основные принципы программы
«Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого
Принцип общекультурного развития
Принцип национальной основы в процессе становления и развития личности
Принцип синкретичности (взаимосвязанности, взаимопроникновения) народного искусства:
интеграция и взаимосвязь всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры;
отражение в искусстве сущностных связей, определяющих смысл жизни личности и целого народа (человек и природа, человек и семья, человек и история).
Принцип регионального подхода.
Принцип воздействия на духовный мир школьников и формирование их мировоззрения с помощью образного отражения действительности в искусстве.
Принцип комплексной системы работы.
Наглядные пособия, применяемые на
уроках изобразительного искусства
Предметы, служащие объектами изображения на
Наглядные пособия, применяемые на
уроках изобразительного искусства
Предметы, служащие объектами изображения на
Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения, декоративной стилизации. Это могут быть проволочные модели геометрических тел, предметов быта, фигуры человека, модели геометрических тел из оргстекла. Для объяснения перспективных сокращений пользуются моделями вращающихся кругов на подставках, квадратными досками на подставке, ящиками с перегородками и другими моделями и пособиями из проволоки, органического стекла, фанеры, дерева и картона. Для раскрытия закономерностей смешения цветов применяют вертушки и т. п.
Методические схемы, рисунки и таблицы. На этих таблицах может быть показано
Методические схемы, рисунки и таблицы. На этих таблицах может быть показано
Репродукция с картин, рисунков, изображения предметов декоративно-прикладного искусства. С помощью репродукций с картин и рисунков художников, изображений предметов декоративно-прикладного искусства преподаватель знакомит детей с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, с искусством народных умельцев. Репродукции с картин художников помогают изучать художественные приемы, развивать внимание учащихся и умение «видеть».
Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок —
Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок —
Демонстрационные наглядные пособия (видеофильмы, CD, DVD диафильмы, диапозитивы). Применение технических средств обучения для демонстрации видеофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах и жанрах изобразительного искусства в процессе беседы об изобразительном искусстве активизирует мысль школьников, эмоциональное отношение к материалу и в конечном итоге повышает эффективность урока за счет расширения объема информации. Будучи статическими экранными пособиями, диафильмы и диапозитивы позволяют неограниченное количество времени рассматривать кадр, что дает учителю возможность более детально, подробно проанализировать и охарактеризовать изображение.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Современная дидактика определяет
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Современная дидактика определяет
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) — этот метод состоит в том, что учитель всеми доступными средствами (рассказом, наглядностью, ТСО и т. д.) организует осознанное восприятие учащимися учебного материала. Средствами этого мете нужно обеспечить структурирование знаний, т. е. такое построение знаний, при котором у учащихся складывается система знаний о предмете в определенной взаимосвязи;
репродуктивный (инструктивно-репродуктивный) — это метод усвоения действий, формирования умений и навыков. Для этого есть один способ — воспроизведение или репродуцирование. Он состоит в том, что учитель конструирует задания на тренировку, упражнения, повторение;
проблемное изложение — это изложение, в котором учитель сам ставит проблему,
проблемное изложение — это изложение, в котором учитель сам ставит проблему,
частично-поисковый (эвристический) — это метод, при котором учитель ставит проблему, дает проблемную ситуацию, а учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью (под руководством) учителя;
исследовательский — это метод, при котором учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают, то есть вычленяют проблему, определяют заложенные в ней противоречия, формулируют задачи, ищут пути ее решения (строят гипотезу и доказательства ее решения). Применение этого метода предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения
Каждый из общедидактических методов обучения определяет педагогическую сущность приемов, форм обучения и их систем
Помимо общедидактических методов каждая конкретная программа по изобразительному искусству определяет свои
Помимо общедидактических методов каждая конкретная программа по изобразительному искусству определяет свои
Например, В. С. Кузин называет такие методы преподавания изобразительного искусства как беседа, объяснение, анализ натурной постановки и произведений изобразительного искусства, поэтапное выполнение рисунка (планирование общего хода работы), фронтальная демонстрация наглядных пособий и приемов работы над заданием, индивидуальный показ и исправление ошибок и др.
Б.М. Неменский считает, что методы тесно связаны не только с формами, но и принципами преподавания изобразительного искусства
метод педагогической драматургии;
метод поэтапных открытий, т. е. четкого вычленения тем каждого урока и их неповторимость;
метод единства восприятия и созидания (практической работы) на каждом уроке;
метод обобщающих уроков;
метод широких ассоциаций;
метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
По мнению Т. Я. Шпикаловой каждая встреча ребенка с художественной вещью должна быть
По мнению Т. Я. Шпикаловой каждая встреча ребенка с художественной вещью должна быть
Поэтому не случайно Т. Я. Шпикалова на уроках изобразительного искусства рекомендует использовать как можно больше примеров, в которых погружение учащихся в традиционную культуру сопровождается сказкой или игрой. В данной концепции особое внимание уделяется таким методам как игры, конкурсы, изовикторины, «путешествия» с помощью демонстрации наглядных пособий, «вживание» с помощью ассоциаций и театральной драматургии, свободное общение и живой диалог с детьми
Таким образом, разнообразие представленных здесь методов показывает, что в своей педагогической деятельности по преподаванию изобразительного искусства учителю начальных классов необходимо пройти между двумя опасностями. Первая — это анархия, которая часто бывает на уроках рисовании, а вторая — это рутинная зажатость стереотипами, когда надо сформировать осознанную, плодоносную самостоятельность мышления учеников. Методические пути, выбранные учителем, должны быть нацелены именно на это.
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Традиционная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. В зависимости от цели, темы и содержания конкретного урока изобразительного искусства принято определять его тип. Обычно используются следующие типы уроков:
урок овладения учащимися новыми знаниями;
урок формирования и усвоения навыков
умений и навыков;
урок обобщений и систематизации знаний
и умений;
урок комплексного применения знаний навыков и
умений (повторения и закрепления);
контрольно-проверочный урок
урок смешанного типа, комбинированный
Исходя из современной концепции художественного воспитания, урок изобразительного искусства можно рассматривать
Исходя из современной концепции художественного воспитания, урок изобразительного искусства можно рассматривать
Т. Я. Шпикалова, например, выделяет такие типы уроков изобразительного искусства как: урок-сочинение, урок-образ, урок-эксперимент, урок-повтор, урок-вариация, урок-импровизация, урок-путешествие, урок-праздник
В пособии для учителя О. В. Островской можно найти описанние следующих типов уроков изобразительного искусства: проблемный урок, учебный диалог, урок-восхождение, урок с вопросами-парадоксами, авторский урок, урок-образ, урок-вернисаж, праздник искусств, художественно-педагогические игры, урок-путешествие, русские посиделки
Очевидно, что при такой разнообразной классификации, для каждого типа урока изобразительного
Очевидно, что при такой разнообразной классификации, для каждого типа урока изобразительного
организация занятия;
проверка домашнего задания;
объяснение (сообщение) нового материала;
закрепление нового материала;
подведение итогов урока;
задание на дом
Однако, Б. М. Неменский определяя урок изобразительного искусства как урок-образ, считает, что прочтение педагогом такого урока может быть личностным, урок всегда несет элемент театрального действия. Задачи учебно-педагогического характера (воспитательные, развивающие, познавательные) урока-образа решаются через художественную форму предъявления и форму освоения художественного материала самого предмета «Изобразительное искусство», с помощью сопереживания, вдохновения, увлечённости. В структуру урока-образа обычно входят элементы театрального действия: замысел (идея), завязка, конфликт, кульминация, монолог, развязка, концовка, эпилог
Представители проблемного обучения ориентируют структуру обучения (проблемного урока) на звенья творческого
Представители проблемного обучения ориентируют структуру обучения (проблемного урока) на звенья творческого
постановка проблемы и осознание познавательных задач;
возникновение гипотезы решения задачи в результате различных форм работы учащихся;
закрепление, и совершенствование знаний и привитие умений и навыков
применение знаний и их оценка, выявление умственного развития
Для лучшей организации и проведения занятий традиционная педагогическая наука рекомендует предварительно составить план-конспект урока.
При составлении плана-конспекта следует придерживаться
определённой формы и структуры. В нем должно быть отражено:
Вид занятий или художественно-творческой деятельности.
Тема урока.
Цель урока.
Задачи урока (воспитательная, образовательная и творческая.).
Оборудование: для учителя, для учащихся.
Эскиз использование классной доски.
План и ход урока.
Список использованной литературы
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА,
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дети дошкольного и
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА,
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дети дошкольного и
Изобразительное искусство включает в себя два компонента: восприятие искусства и исполнительство. Развитие исполнительства развивается постепенно и проходит ряд последовательных этапов:
доизобразительный уровень:
с 6 месяцев ребенок начинает манипуляции с бумагой, карандашами, пластилином (рвет, мнет, кидает);
с 1,5-х лет начинается стадия «каракулей» (черкания) ребенок нечаянно оставляет следы на бумаге во время манипуляций с карандашом, в этот период его не интересует изображение, он просто получает удовольствие от самого движения. Учить ребенка рисовать в этот период совершенно бессмысленно, поскольку он еще не может соотносить зрительные образы с процессом рисования. Роль взрослого в этот период состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на то, что карандаш оставляет следы на бумаге, очень полезно рисовать при нем, а также учить его рассматривать картинки
с 2 – 2,5 лет у ребенка появляется возможность зрительного контроля
с 2 – 2,5 лет у ребенка появляется возможность зрительного контроля
с 2,5 – 3 лет ребенок начинает интерпретировать свои изображения. По качеству исполнения они мало отличаются от каракулей, однако, ребенок уже точно знает, что он хочет изобразить.
Произвольные процессы в этом возрасте развиты
еще недостаточно, поэтому не стоит удивляться,
что, начав рисовать собачку, через несколько
секунд ребенок говорит, что он рисует домик,
затем птичку;
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА,
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
изобразительный период:
в возрасте 3 – 5 лет дети начинают изображать
изобразительный период:
в возрасте 3 – 5 лет дети начинают изображать
сюжеты. Уровень развития исполнительства гораздо более совершенен и иногда окружающие могут понять, что изображено на рисунке. Дети очень любят рисовать человека и способны передать свое отношение к нему при помощи различных изобразительных средств, они пытаются передать движения. В этот период их очень увлекает процесс рассматривания своих рисунков. Дети очень любят рассказывать о том, что они изобразили;
в 4 – 5 лет начинается стадия рисования по наблюдению. С этот период ведущее значение имеет формирование навыков наблюдения за объектом, а не техника рисования. Дальнейшее совершенствование изобразительной деятельности ребенка в большей степени зависит от обучения;
стадия реалистического изображения, которая характеризует новый этап в развитии изобразительной деятельности, начинается у некоторых детей в 7 – 8 лет, а у большинства в 9 – 10 лет, совпадая с началом использования сознательного анализа натуры в рисунке.
Обобщая опыт психологических материалов по исследованию периодов
становления изобразительной деятельности, Л.
Обобщая опыт психологических материалов по исследованию периодов
становления изобразительной деятельности, Л.
ступень рисования головоногов: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далёких от правдоподобной и реальной передачи объекта;
ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;
ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;
ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11 – 13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п.
Таким образом, изобразительная деятельность младших школьников переживает период становления на ступень правдоподобного реалистичного изображения. Из всех видов изобразительной деятельности детей больше всего изучен рисунок. Характерные черты рисунков детей 6 – 9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА,
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ
Обычно
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ
Обычно
межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана (литература, музыка, изобразительное искусство, труд, природоведение и др.).
сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время, что расширяет возможности художественного воспитания для желающих.
преподавание отдельных видов искусства на полихудожественной основе с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства (этот тип преподавания часто сочетается с первыми двумя)
комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, который характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе
При решении основных задач духовного обогащения младших
школьников через приобщение к
школьников через приобщение к
важно, каким образом будет организован художественно-педагогический
процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование
творческой личности.
Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.
Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:
вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.
Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том,
Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том,